Category: армия

Category was added automatically. Read all entries about "армия".

Следы вооруженных столкновений в неолитической Южной Скандинавии.

Большая часть значимых свидетельств неолитических конфликтов в Европе рассмотрена в этой сводке. Однако эта тема продолжает изучаться. В 2013 году в Американском журнале физической антропологии вышла статья «Patterns of Violence-Related Skull Trauma in Neolithic
Southern Scandinavia
», где рассмотрены свидетельства межличностных и межгрупповых конфликтов в неолитических Южной Швеции и Дании. Попробую кратко рассказать о чем она.
Как справедливо замечено в предисловии, из всех доступных нам свидетельств, только данные антропологии (конкретно травматические повреждения на скелете человека) могут дать явные и бесспорные свидетельства произошедших конфликтов. Присутствие других следов не всегда можно толковать однозначно. Ограждение не всегда призвано служить военной цели, изображения оружия или военных сцен могут иметь религиозное, сакральное или политическое значение. Да и специализированного военного оружия тогда как такового не было.



Насильственные травмы это обычно повреждения ребер, лопаток, рук. Но гораздо чаще страдает череп. Случайные травмы головы у взрослых и половозрелых людей довольно редки, они чаще встречаются у детей и стариков. Именно голова остается главной целью нападения на протяжении веков по психологическим и стратегическим причинам. Даже легкие и умеренные травмы головы имеют особенность повлечь за собой временной отключение сознания. Кроме того, лицо и голова психологически связаны с личностью жертвы и служат объектом вымещения агрессии.
Материалами данного исследования послужили останки 378 человек из 87 памятников неолита на следующей территории.
Collapse )

Геномы скандинавской культуры боевых топоров


Появилась статья, посвященная исследованию скандинавской культуры боевых топоров. В рамках этой работы, было секвенировано 11 индивидов из Циркумбалтийского региона. Трое принадлежали континентальным культурам шнуровой керамики из Польши и Эстонии, а двое из шведской культуры боевых топоров (Battle Axe Culture), которая также принадлежит к КИО КШК. Остальные – люди шведского неолита, непосредственно предшествующего по времени культуре боевых топоров. Среди них один представитель культуры ямочной керамики, специализированной на присваивающем хозяйстве, другие – представители культуры воронковидных кубков и погребенные в мегалитических гробницах.
КШК появляется в Скандинавии, Финляндии, Польше, Эстонии и Литве в период 3000-2900 гг до н.э. и продолжается до 2400/2000 гг до н.э. В Скандинавии локальный вариант КШК получил название культуры ладьевидных топоров, по характерной форме этого орудия. Собственно, археологи выстраивали теории возникновения этой культуры на почве миграции или культурной диффузии. Непосредственными хронологическими соседями этой культуры в Швеции были с одной стороны земледельческие племена воронковидных кубков, с другой стороны – охотники-собиратели культуры ямочной керамики. И те, и другие какое-то время сосуществовали с КШК в Скандинавии.
Были исследованы индивиды из следующих погребений:

Collapse )

За и против. Власть и общество в Воронежской области в начале Второй мировой войны

Случайно нашел одну интересную книгу, наткнувшись на запись пользователя all_decoded. В целом, не поклонник этого периода, но это уже непосредственно история моей области, поэтому интересно. Автор книги, к тому же, был одним из преподавателей в годы моей учебы.

Может и не все разделят мой локальный интерес, но вдруг кто-то захочет "прочувствовать эпоху". К сожалению, тираж книги мал - 100 экз. Поэтому можно хотя бы рецензией довольствоваться, но и она весьма показательна.

"Рецензия на монографию В.Ю.Рылова «За и против. Власть и общество в Воронежской области в начале Второй мировой войны (1939-1941)».
Collapse )

Военное дело ранних славян (кое-какие соображения).

Захотелось сделать для себя этакий обзор вооружения ранних славян - упорядочить то, что мне известно и высказать немного критики. Хронологию можем ограничить периодом первых столкновений с Империей, ну пусть 6-7 вв. Источники по этому вопросу у нас, как водится, двух типов - письменные и материальные, которые нам дает археология. Учитывая выбранный временной промежуток, нас больше всего интересуют зоны распространения пражской, пеньковской и ипотешти-кындештской культур.



Вооружение славян по письменным источникам

Сначала лучше рассмотреть оружие неспециальное, которым могли пользоваться и на охоте, и на войне. Первым делом письменные источники упоминают, что склавины и анты активно использовали метательное оружие. Все упоминания приводить нет смысла, лучше наиболее интересное:
Collapse )

Конфликты в палеолите


Раз уж ранее речь шла о конфликтах в доисторических обществах, и я рассматривал данные по неолиту и энеолиту, хорошо было бы узнать как же дело обстояло в более отдаленные времена. Что там было на заре человеческой истории? Уж явно агрессии было побольше, чем у мирных фермеров или чуть более мирных ранних скотоводов. По крайней мере, при слове каменный век у большинства людей вряд ли возникнут сомнения в возможности конфликтов. Более того, скорее всего большинство назовет эту эпоху как наиболее конфликтную.
Что там было у охотников-собирателей? Двинуть дубиной и отобрать — примерно так.
Пролить свет на взаимоотношения людей той эпохи могут археологические, палеоантропологические и этнографические данные. Причем последние как оказалось могут быть наименее надежными в такого рода исследованиях. Археология, в условиях отсутствия специализированного оружия, укреплений, да и поселений как таковых, для этой эпохи тоже не в приоритете. Остается палеоантропология. В этом случае, от повреждений костей полученных после смерти естественным или искусственным путем, от прижизненных бытовых и охотничьих травм следует отделить именно такие, которые связаны с насилием человека над человеком. Это повреждения от оружия, которое в ту эпоху могло быть только охотничьим.
Collapse )

К вопросу о погребениях "пакетом"

Как-то писал про расчлененные погребения в эпоху бронзы . Недавно попалась на глаза одна статья, решил запостить интересности из нее касательно так называемых погребения пакетом. Это когда в погребении костяк свален кучей, в неанатомическом порядке. В прошлом посте на эту тему было довольно много всего о семантике этого обряда.


Есть и более "приземленная" версия погребений "пакетом".
Collapse )

Бессуднова, М. Б. Реалии Ливонской войны в показаниях русских военнопленных. Дюнабург, год 1577

О фронтире или казаках-разбойниках



Читаю вот "В. В. Трепавло ОБРАЗ РУССКИХ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ НАРОДОВ РОССИИ XVII-XVIII вв.* "

Самые интересные вещи:

-в долганском фольклоре русский предстает как огромный волосатый человек.

-В другом сказании тот же Тыгын делится впечатления от первого знакомства с русскими: "У них нос - сюда, глаза - туда, должно быть, толковые, смышленые люди"

-у ойратов возникало негативное отношение по надуманной причине: русским, мол, нельзя доверять, потому что у них глаза голубого цвета, и из-за этого они могут обманывать других, не отводя взгляда.

-Эвенки рассказывали об этой ситуации так: разные народы «по рисункам (на лице. - В.Т.) узнавали друг друга... Когда царь стал каторжан в Сибирь ссылать, у нас писаных (татуированных) не стало... Увидят в Сибири писаного, сразу скажут: "Каторжник!" С тех пор все эвенки перестали писать свои лица»

-русские женщины не носят штанов и, стало быть, бесстыдны.

-"Трудно нам воевать с людьми, которые на расстоянии нас убивают, - рассуждал бурятский богатырь. - У них божественное оружие: как будто молния зажигается и прожигает нас!". По стойбищам разносился слух о чудодейственных орудиях убийства - "стреляющих палках", "блестящих шестах", поражающих при посредстве неведомой силы: "раздается оглушительный звук, и воины... умирают на большом расстоянии от стреляющего"; "что такое выходит из их оружия, из этих пустых трубок? отчего мы умираем?"

-Фольклор энцев, якутов, чукчей отобразил предельную жестокость пришельцев; причем если в якутских преданиях она имеет хоть какое-то рациональное объяснение и носит вынужденный характер, то в чукотских предстает как самоцель (месть, ясак и т.д. находятся на втором плане).

-Обратившись вновь к якутским преданиям, мы встретим сцены приманивания доверчивых обитателей тайги конфетами и бусами, разбросанными по земле, и внезапное убийство аборигенов или заковывание в цепь якутского предводителя с уверениями, будто цепь - это подарок ему от российского "солнца-царя"

-У долган русские колдуны считались самыми страшными, превосходящими силой величайших шаманов "окно земли" (тех, кто умел воскрешать мертвых). Какое, однако, красивое определение

-Суеверное отношение к пришельцам вызывало острое любопытство - вплоть до того, что в одном легендарном бою с казаками хантыйский богатырь выстрелил в противника лишь затем, чтобы "посмотреть, как упадет русской женщиной рожденный человек"

-В долганском и якутском языках для иносказательного обозначения духов, насылающих болезни, появилось понятие маатыска (от рус. "матушка")

-в северной Якутии бытовала легенда о том, что у божественного праотца было три сына, из которых младший, русский, был им назначен главенствовать над старшими - якутом и эвеном. Т.е. налицо вопиющая несправедливость наследования.

- чукчи поколотили и прогнали прочь собак, надоевших своим воем; те убежали на запад, и там часть их превратилась в русских, которые начали войну с чукчами, чтобы отомстить за побои. Остальные собаки виновато вернулись домой и стали возить упряжки.

- "Мишарю не показывай избы, русскому не говори своего имени" (чуваши); "Если дружишь с русским, то держи свои мысли при себе, а на боку пусть будет булатный меч" (хакасы); "Если с русским будешь другом, то носи с собою боевую секиру" (тянь-шаньские кыргызы); "Дружить с русским - быть на лезвии топора", "Из русского друг - все равно что из свиньи руно" (крымские татары).

Конечно, с течением времени образ русских дедемонизировался, десакрализировался. О чем можно в статье прочесть. Но все это дает понять, что за Уралом был настоящий фронтир, как на Диком Западе или на Диком Поле. Так почему бы не снимать настоящие "истерны"? И "индейцы" есть и "ковбои".

Оружие медного века

В этой работе изложены основные направления развития вооружения племен, населявших территорию Украины в медно-каменном веке (энеолите). Книга богато иллюстрирована, представлены изображения и реконструкции различных видов древнего оружия. Богатый иллюстративный материал дает все-таки представление об эпохе. Кстати, насчет практичности меди. Уже давно ученые обратили внимание на то, что чистая медь, упроченная холодной ковкой, получает высокую твердость. Г. Коглен на опыте доказал, что литую медь с исходной твердостью 35-40 ед. (по шкале Бринеля) можно одной лишь ковкой довести до твердости 130 ед. Максимальная твердость упроченной оловянной бронзы еще выше: с 10% олова - 228 ед., а с 5% - 176-186 ед. Твердость железа - 70-80.


Collapse )