andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Category:

Павшие у Николо-Перевоза

Ничего криминального. Просто один из сюжетов первобытных конфликтов.  Текст и фото не мои, взято  отсюда.

"В конце 50-х годов 20 в. при исследовании многослойной неолитической стоянки Николо-Перевоз-I у д. Сущево Талдомского р-на Московской обл., было обнаружено коллективное фатьяновское погребение.

Нужно отметить, что фатьяновские погребения на неолитических стоянках к настоящему времени не такая уже и редкость. Но все они, как правило, не связаны со временем функционирования основного поселения. Можно предположить, что выбором таких захоронений послужило удобное расположение места.
Иное дело погребение на Николо-Перевозе. Здесь могильная яма прорезала слой волосовской неолитической культуры ( по нашим представлениям синхронной фатьяновской в Волго-Окском междуречье)и перекрывалась более поздними культурными напластованиями, содержащими «сетчатую « керамику.
В могиле 9 мужских костяков. Между позвоночными и реберными костями некоторых погребенных были обнаружены кремневые наконечники стрел, типичные для волосовской неолитической культуры. Один из каменных сверленных боевых топоров, положенных в могилу, оказался разбитым у просверленного отверстия, причем его фрагменты не все присутствовали в захоронении. Можно предположить, что топор оказался разбитым в момент конфликта , и, в последствии, часть осколков просто затерялась и не могла быть найдена «соплеменниками» убитых. С другой стороны, возникает вопрос: чем же в данном случае оборонялся кто-то из участников конфликта – ведь даже при ударе о крепкое дерево (примитивная дубина) каменный топор не разобьется…Можно предположить, что таким «орудием обороны» явился большой булыжник или каменная шлифовальная плита…
Интересно и то, что верхние горизонты культурного слоя, содержащие волосовскую неолитическую керамику , практически на всей исследованной площади поселения, содержат некоторое количество собственно фатьяновской керамики, что говорит о том, что фатьяновцы пребывали какое-то время на данном поселении, после изгнания аборигенов.
Представляется совершенно справедливой точка зрения о том, что данное погребение отражает конфликт между пришлыми фатьяновцами и представителями именно волосовской неолитической культуры.
При всем моем уважении к такому крупному исследователю фатьяновской культуры как Д.А.Крайнов ( ныне ,к сожалению уже покойным) нельзя согласиться с его мнением, высказанным в ряде публикаций о том, что отношения фатьяновсцев и волосовцев были «добрососедскими», поскольку и те и другие были «индоевропейцами», связанными общностью происхождения, а возникающие конфликтные ситуации, подобной на на поселении Николо-Перевоз, следует относить на счет «чуждых» фатьяновцам носителей «сетчатой» керамики.
Не вдаваясь в подробности о происхождении вышеуказанной культуры «сетчатой» керамики, по нашему мнению, более поздней, чем фатьяновская культура, следует отметить, что Д.А. Крайнов здесь несколько увлекся и не придал должного внимания стратиграфии поселения, из которой четко следует что горизонт, содержащий артефакты фатьяновской культуры сопряжен исключительно с волосовскими напластованиями, а вышележащие горизонты не содяржат таких артефактов in situ.
Иными словами здесь мы имеем именно конфликт между местным волосовским населением и пришлым фатьяновским.
Погребение на стоянке Николо-Перезов ( из личных архивов)"

Отсюда

http://www.balto-slavica.org/forum/index.php?showtopic=8238

Tags: бронзовый век, волосовская культура, культура шнуровой керамики, неолит, первобытные войны
Subscribe

Posts from This Journal “первобытные войны” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments