Раз уж последние посты про антропологию балтов, запощу еще кое-что, чтобы более или менее все в одном месте было.
Еще совсем недавно я считал, что самое полное, что есть по древним балтам, это работа Раисы Денисовой "Антропология древних и современных балтов".
Ее когда-то давным давно выкладывали в сеть, в том числе и я, задолго до появления жж, и найти ее не составляет особого труда. Из того, что можно найти в сети, пожалуй, это действительно наиболее полная работа. И тем, кто совсем не в теме, рекомендуется начать с нее. Тем не менее, у этой работы есть и недостатки. Во-первых, с той поры наука не стояла на месте, работали и археологи, накапливая материал, и антропологи, изучая его. Во-вторых, как мне кажется, Денисова сделала больший упор на территорию Латвии (одних латгалов у нее несколько серий). Это скорее всего связано с тогдашним состоянием материала, неравномерно распределенного как хронологически, так и территориально на территории Балтики.
Как оказалось, есть и более "новые" публикации. В кавычках - потому, что они новее, чем Денисова, пользуются более новымы источниками, в некоторых случаях и методиками, но в целом, они конца 20-го века. В основном, это работы литовского исследователя Гинтаутаса Чесниса. К сожалению, в сети их не сыскать, но кое-что найти удалось .
Она сама по себе интересна, и дает понять, что территория Прибалтики была местом трансформаций и перемещений антропологических вариантов балтских племен.
Здесь также хотелось бы выложить еще несколько фрагментов по антропологии балтов.
Удалось найти научно-популярную книгу "Откуда родом литовцы?" за авторством коллектива авторов (Зигмас Зинкявичюс, Алексеюс Лухтанас, Гинтаутас Чеснис). Книжка хорошая, да еще и с картинками. Процититую оттуда фрагменты по теме:
"В первые века I тысячел. н. э. на территории современной Литвы были распространены по меньшей мере четыре антропологических типа. На большей части территории жили крупные, массивные балты с удлинёнными головами и узкими лицами. Населяемые ими земли на западе охватывали ареалы курганной культуры нынешней Жемайтии и Северной Литвы, а также ареалы грунтовых могильников, а на востоке простирались до реки Швентойи.У самого Балтийского моря лежали земли, населённые грацильными, изящного телосложения людьми с удлинёнными головами и узкими лицами.
Далее к северу от реки Швентойи и к югу от низовьев Нямунаса жили люди, представлявшие собой смешение двух антропологических типов: люди с очень крупными удлинёнными черепами, но широколицые, а также с округлой черепно-мозговой коробкой. Примесь данного типа могла появиться в силу того, что южные балты (предки ятвягов), видимо, общались со степными племенами юго-восточной Европы.
В V-VI вв. с востока начинают распространяться люди массивного длинноголового широколицего типа. Они постепенно сужают границы ареала узколицего типа, а данный тип, в свою очередь, оттесняет ареал типа грацильных длинноголовых в направлении Балтийского моря. В конце тысячелетия уже остаются только два типа: широколицые, словно задержавшиеся у Дубисы, и узколицые, заселившие западную часть Литвы.
Всё изложенное может свидетельствовать о продвижении жителей Литвы с востока на запад и юг. Иными причинами распространение широколицего типа объяснить трудно. Форма черепа и без смешения несколько меняется, но эти изменения осуществляются в противоположном направлении: лицо становится только более узким.
Таким образом, широколицые балты могли прийти из более восточных районов, которые были в прошлом населены балтами, из современной Беларуси, с территории культуры штрихованной керамики. Они и составили основу генофонда аукштайтов. Длинноголовые узколицые стали предками современных жемайтов, а оттеснённый к морю грацильный тип, скорее всего, должен быть соотнесён с ассимилированными жемайтами куршами и, возможно, с пруссами.
Литовская антропологическая мозаика xv-xvii вв.
Исследование более тысячи черепов XV-XVII вв., обнаруженных на территории Литвы, позволило установить 8 сочетаний признаков, очень близких между собой, являющихся как бы вариантами одного антропологического типа. При сопоставлении карты этих вариантов с ареалами диалектов литовского языка выявилась картина, подобная мозаике: ни один из вариантов не является господствующим на какой- то территории, как это было в железном веке. Разве только по диагонали Центральной Литвы выделяется своеобразный антропологический тип - люди, отличающиеся массивной продолговатой черепномозговой коробкой и мелким, уплощённым лицом. Сопоставляя типы черепов с картой основных диалектов Литвы, можно заметить, что все аукштайты очень близки между собой, от них несколько отличаются современные жемайты, а также население литовско-белорусского по-граничья.
Откуда эта антропологическая мозаика?
Мозаика антропологических признаков населения Литвы XIV- XVII вв. явилась, видимо, следствием изоляции и смешения населения в период образования государства и его расцвета. Определённое влияние оказали и различные темпы так называемого векового сдвига (эпохальные тенденции).
В XIII в. возвысилось Великое княжество Литовское. Оно ограничило сколько-нибудь заметное чуждое антропологическое влияние на складывающуюся литовскую народность и способствовало исчезновению имевшихся в железном веке различий, способствуя консолидации племён. С другой стороны, государство стало центром притяжения всех балтских племён, спасало их от Орденов меченосцев и крестоносцев. После жестокой расправы (1261-1267 гг.) в Литву потянулось множество куршей. Там, где они обосновались, часты топонимы с корнем курш- (лит. kurš-). После подавления сопротивления 1289-1290 гг. в Литве нашли прибежище десятки тысяч земгалов. В Литву массами бежали пруссы, сложившие оружие после Великого восстания 1260-1274 гг., в Литве нередко находили приют ятвяги, до 1283 г. отражавшие нападения крестоносцев, Польши и Руси. Кроме того, влившиеся в состав Литовского государства южные селы и зем- галы были ассимилированы литовцами, видимо в XIV в., курши - в XV в.
Таким образом, кроме основных составляющих национальности - же- майтов и аукштайтов - в литовский генофонд влились все племена западной половины балтского ареала. Этот приток разрушил древнюю антропологическую структуру населения железного века. За истекшее тысячелетие произошли и другие изменения: округлялась черепномозговая коробка и уменьшались все размеры черепа, особенно ширина лица. Данные явления отмечаются во всём мире, они происходят самопроизвольно, без смешения населения. В разных местах Литвы эти изменения могли различаться по своей скорости и направлению, что делало ещё более пёстрой мозаику, возникшую в связи с незавершённым процессом смешения племён."
Полезно будет также привести заключение из другой книги, где Чеснис также был соавтором "Senųjų Lietuvos gyventojų antropologija by Česnys Gintautas Balčiūnienė Irena". Правда она более старая, чем упомянутая выше, но антропологическая картина второго тысячелетия раскрыта более полно. Книга на литовском, но содержит резюме на русском.
Моменты, показавшиеся интересными, выделил. Плюс, полезно будет почитать и вот этот пост
https://andvari5.livejournal.com/90330.html