andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Categories:

Как с деньгами обстоял вопрос?

Мы с вами привыкли расплачиваться за товары и услуги либо кусочками металла, либо бумагой, либо виртуальными средствами. Если не брать последнее, то нетрудно заметить, что монеты и купюры стандартизированы - имеют один вес, рисунок, обозначения. Монеты - это скорее всего именно то, что человек первым делом представит, задумавшись о деньгах в исторической перспективе.  Мб кто-то вспомнит еще и гривны, а может какие-нибудь кусочки металла из Египта и Ближнего Востока. О том, что было в доисторической Европе мы знаем не так много по причине более позднего появления письменной традиции. Однако кое-что есть.  Скопилось тут пара-тройка ссылок по возможным эквивалентам денег в домонетные эпохи. Сохраню, чтобы не потерять.

"Европейцы раннего бронзового века (III тысячелетие до нашей эры) использовали бронзовые предметы определенной формы и схожего вида в качестве денег еще до изобретения весовой системы. Считается, что слитки из бронзы, которые в больших количествах находят в кладах на территории Европы, не имели никакой практической ценности кроме как заготовки для дальнейшей переработки, но, возможно, их непреднамеренная стандартизация привела к использованию слитков в виде ранней формы денег. Статья опубликована в журнале PLOS One.
Одна из ключевых особенностей денег — стандартизация. При отсутствии денежных систем (в том числе и в древности) роль денег выполняли вещи, которые были полезны сами по себе и как мера стоимости других вещей. Стоимость товарных денег зависит обычно от эталонного образца, поэтому незначительные колебания внешнего вида или веса на их покупательскую способность не влияют (это не бартер). Но в древности люди не имели средств и методов точных измерений, поэтому идентифицировать такие товарные деньги среди археологических находок трудно. Изобретение литья в формы из песка, глины или камня сделало возможным серийное производство, что привело к ненамеренной стандартизации вида и формы слитков. Слитки эти очень часто находят в виде кладов по всей Европе.
Археологи из Лейденского университета Майкел Кёйперс (Maikel H. G. Kuijpers) и Каталин Попа (Cătălin N. Popa) попытались оценить бронзовые предметы из древних кладов как раннюю форму денег на основе их сходства по весу и форме. Ученые заметили, что для некоторых типов слитков характерна заметная эквивалентность веса, зависимая от их формы. Они предположили, что в отсутствие точных измерительных приборов древние люди должны были бы пользоваться сравнительным взвешиванием на руках и оценкой «на глазок». Для такого метода сравниваемые предметы должны быть визуально схожими, не обязательно следуя строгой метрологической системе.
Для исследования были отобраны 5028 бронзовых предметов, отлитых в форме колец (Ösenringe), ребер (Spangenbarren) и топоров. Все они происходят из 113 кладов эпохи бронзы трех географических регионов Европы: юга Центральной Европы, Южной Скандинавии и области между ними (унетицкая культура). Авторы отмечают, что в этих регионах действовали разные типы экономических систем. Экономика юга напоминала рыночную, здесь кольца и ребра представляли собой богатство. В Центральной Европе существовала, скорее, престижная экономика – когда избыточно созданный человеком продукт обеспечивал ему уважение в обществе. А в Скандинавии бронзовые кольца, по-видимому, просто дарили (экономика дара).

Карта Центральной Европы с указанием мест обнаружения кладов, использованными в этом исследовании. Черными кружками обозначены клады с кольцами или «ребрами», красными треугольниками – с топорами, синими квадратами – смешанного типа.

Kuijpers, Popa, 2021 / Plos One, 2021.

Поделиться


Было также замечено, что кольца и ребра встречаются в некоторых кладах в связках по пять штук. А объединение разных видов слитков в одном месте может свидетельствовать об их взаимозаменяемости. Поэтому выбранные клады содержали не менее пяти колец, ребер или топоров, чтобы выявить стандартизированные товары. Кроме того, внутри групп предметы были разделены по эпохам: ранняя бронза I (2150–1900 годы до нашей эры) и ранняя бронза II (1900–1700 годы до нашей эры).
Археологи применили методологию, основанную на психофизике, – области психологии, которая изучает взаимодействие между объективно измеримыми физическими процессами и субъективными ощущениями человека. Для выражения остроты человеческого восприятия использовалась фракция Вебера (закон Вебера-Фехнера), которая обозначает заметное различие в интенсивности раздражителя. Для определения веса фракция Вебера составляет 0,1. Это значит, что разница, например, между весом 100 и 105 граммов незаметна, а между 100 и 111 граммами заметна, поскольку порог составляет 110 грамм. Ощутимо неотличимые друг от друга объекты определяли с помощью коэффициента сходства.
Затем исследователи сравнили вес предметов в трех группах (кольца, ребра, топоры). Среди колец и ребер более половины по весу были очень близки к пиковым значениям в своей группе, то есть, при взвешивании вручную считались бы соответствующими стандарту. По мнению авторов, это свидетельствует об их преднамеренной стандартизации по весу и возможном использовании в качестве товарных денег. А вот сравнение веса топоров показало гораздо меньшую однородность, и, следовательно, они не имели какого-то одного весового стандарта.

Бронзовые «ребра» (Spangenbarren) из кладов эпохи бронзы на территории Европы

M.H.G. Kuijpers / Leiden University

Поделиться


Предположение о взаимозаменяемости в качестве торговых денег между кольцами, ребрами и топорами тоже подтвердилось. В эпоху ранней бронзы I одно кольцо соответствовало одному ребру или одному топору. Позднее, в период ранней бронзы II, для изготовления двух топоров требовалось три кольца или ребра. Поскольку находки топоров отмечены на границах географических регионов, можно предположить, что таким образом нивелировалась разница в стоимости этих предметов в разных экономиках. Но не все бронзовые слитки в виде колец, ребер и топоров в раннем бронзовом веке использовались как товарные деньги. На это указывает широкий разброс их веса, далекий от пиковых значений.
В конце эпохи ранней бронзы кольца и ребра исчезают, а среди изученных топоров средней и поздней бронзы стандартизации не выявлено. В этот период европейцы начинают активно торговать в том числе и ломом. Но прежде, чем перейти к такой торговле, люди бронзового века должны были привыкнуть к стандартизации «на глаз» и перейти к разработке более строгой системы мер и весов. Как раз к середине этой эпохи относятся первые известные находки балансиров и весов, которые, скорее всего, использовались для золота, а также увеличение объемов торговли бронзой.

Бронзовые кольца (Ösenringe)

M.H.G. Kuijpers / Leiden University

Поделиться


По мнению авторов исследования, бронзовые кольца и ребра не материальное представление концептуальной весовой системы, а наоборот – инструмент, благодаря которому люди эпохи бронзы смогли прийти к абстрактному понятию веса. Литейные формы позволили быстро и легко производить копии. Исходя из опыта использования копий, люди ожидали, что кольца (или ребра) весят примерно одинаково. Это ожидание сформировывало стандартное представление, или когнитивный стереотип, о кольцах и их весе, и позволило рассматривать вес отдельно от реальных предметов. Абстрактное понятие веса позволило появиться теоретической единице веса, необходимой для работы весов."

Отсюда

https://nplus1.ru/news/2021/01/21/origins-of-money

За ссылку спасибо luol_carmelo

Плюс на всякий случай скину ссылку на оригинал исследования

The origins of money: Calculation of similarity indexes demonstrates the earliest development of commodity money in prehistoric Central Europe

https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0240462

Кроме того, как-то мне на глаза попадались несколько публикаций про альпийские топоры в неолите. Ну и вот такая новость из СМИ со ссылкой на исследование:

Орудия из горных пород, добытых в этой цепи, находят за тысячу километров от неё.

"Хорошие каменные топоры в период неолита – это вопрос выживания. Мастера, которые их делали, всегда знали, где и какой камень можно достать, чтобы получить топор получше. Как правило, сырьё для этих орудий приносили из мест, расположенных недалеко – в радиусе 200 км от мастера, редко – около 400–500 км.

Но есть в этом правиле есть очень заметное исключение: некоторые топоры делали из пород, добытых в Альпах, и такие орудия находят иногда на расстоянии более тысячи километров от этой горной цепи: в Северной Европе, Андалусии, на юге Испании и на Балканах. Почему? Этим вопросом задались исследователи из Автономного Университета Барселоны. Ответ они опубликовали в Journal of Archaeological Method and Theory.

«Альпийские» топоры довольно часто делали и переделывали в разных регионах Европы и в разное время, поэтому они не могли иметь символическое и культовое значение. В то же время в столь широком распространении орудий из Альп не было и прямой экономической выгоды. Тем не менее, они, скорее всего, обладали высокой обменной «стоимостью».
На неё могли повлиять несколько факторов. Так, «альпийские» камни, как показали современные эксперименты, очень устойчивы к трению и разрушению. Поэтому орудия из них можно не только долго использовать, но и много раз переделывать. Вероятно, их высокая обменная «стоимость» складывалась не только из высокого качества камня, но и из того, сколько усилий мастера потратили на их изготовление, сколько раз эти топоры ремонтировали и переделывали, прежде чем они переходили из одного сообщества в другое. То есть в основе «стоимости» «альпийских топоров» – затраты труда. Нечто подобное Адам Смит, один из основоположников экономической науки, описывал, когда говорил об Англии XVIII века.
Некоторые орудия, сделанные из альпийских омфацитов или жадеитов, могли выполнять роль примитивной «валюты», считают авторы статьи. Правда, они отмечают, что пока доказать этого не могут: нужны дополнительные исследования."

Отсюда

https://m.nkj.ru/news/37348/

Ну и на всякий случай ссылка на само исследование

Material Principles and Economic Relations Underlying Neolithic Axe Circulation in Western Europe

https://www.researchgate.net/publication/336389156_Material_Principles_and_Economic_Relations_Underlying_Neolithic_Axe_Circulation_in_Western_Europe

Про неолитические топоры и их функции наверное нужно будет как-нибудь отдельный пост сделать. Попадалось несколько работ на эту тему - там и про вот эти альпийские топоры, и про бретонские. Но прямо так сразу и не припомню названий, надо будет порыться.

Ну и напоследок - некоторые этнографические параллели, раскрывающие статусность топоров или тесел, подсмотренные у maoist

В этом посте можно послушать доклад:

"Цель данного доклада – ознакомить участников семинара с фольклорным сюжетом одной из аборигенных групп Южной Америки, локоно или "истинных араваков" бывшей британской Гвианы (ныне Гайаны). Общий сюжет нескольких эпизодов – это повествование о дальнем морском походе за предметами, которые, видимо, представляли большую ценность для рассказчиков и слушателей. Этими предметами были каменные топоры или тесла. Команда весельной лодки из молодых людей, возглавляемая стариком-шаманом, покидает реку и встречает ряд препятствий, трудностей и странных обстоятельств на пути к цели: опасные морские воды; люди, оборачивающиеся рыбами; люди, не умеющие грести; хитрые животные; летучие мыши-кровопийцы; волшебный челнок, унесший одного из юношей; деревня из одних женщин, где надо было оставаться, пока от каждого путешественника не родится ребенок, и некоторые другие. Лодка достигла желаемого места, мореплаватели обрели то, за чем отправились, и, кроме того, обнаружили людей из камня, которых они тоже взяли с собой, и вернулись. В отличие от деталей похода "туда", пребывание "там" и путешествие "обратно" не описаны."

https://maoist.livejournal.com/414692.html

А здесь другой доклад, посвященный, как указано в резюме, "изучению лидерства в эгалитарных обществах на примере новогвинейских папуасов (западные дани) и южноамериканских ачуар".

Там есть некоторые замечания о функциях топоров в архаичных обществах.  Например, их могли использовать в обрядах инициации (что, кстати, предполагается и для некоторых видов топоров ряда культур неолита),  или для бракосочетания (как своеобразный калым), в погребальных ритуалах (сразу несколько штук можно было положить), в качестве виры, если не хочешь, чтобы тебе отомстили родственники того, кого ты обидел и так далее. Там много интересного - о том, как бигмены копят эти топоры, которые служат им символами статуса, как организовываются экспедиции за камнем для этих топоров на территорию потенциально враждебного племени.

https://maoist.livejournal.com/407565.html

Tags: археология, бронзовый век, доистория, неолит, этнография
Subscribe

  • Cвод татуированных тел - 2

    В дополнение к этому посту. Есть, оказывается, онлайн-база татуированных мумий. Это отдельный проект, который, как уверяют его создатели, будет…

  • Погребальный обряд трипольской культуры

    Есть некоторые темы, до которых руки почему-то годами не доходят. У Авиловой есть диссертация о погребальном обряде земледельческих культур…

  • Донские казачьи городки

    Не доистория, но тоже археология, интересно. Сохраню. Какова была численность казаков на Дону в XVI, XVII, начале XVIII веков? В каких жилищах…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Cвод татуированных тел - 2

    В дополнение к этому посту. Есть, оказывается, онлайн-база татуированных мумий. Это отдельный проект, который, как уверяют его создатели, будет…

  • Погребальный обряд трипольской культуры

    Есть некоторые темы, до которых руки почему-то годами не доходят. У Авиловой есть диссертация о погребальном обряде земледельческих культур…

  • Донские казачьи городки

    Не доистория, но тоже археология, интересно. Сохраню. Какова была численность казаков на Дону в XVI, XVII, начале XVIII веков? В каких жилищах…