Иллюстрация из арх.музея родного ВГУ. Взято с сайта автора apiavtor.ru
На карте выглядит это примерно так:
Мимоход в статье акцентирует внимание на этих различиях. Не буду подробно останавливаться. Размещу несколько иллюстраций. Например, параллели для бабинского культурного круга:
А для лолинского круга параллели кавказские:
Возникновение лолинского круга связывают с продвижением кавказского населения на территорию восточноманычской катакомбной культуры.
"...восточноманычская культура стала той местной подосновой, на которой сформировалась лолинская. Второй компонент, хорошо фиксируемый в лолинской культуре, связан с культурами средней бронзы Северо-Восточного Кавказа и находит ближайшие аналогии в гинчинских и присулакских памятниках. Эти два компонента в обрядово-инвентарном комплексе [4] прослеживаются и по данным краниологии [5]. Их наличие в лолинской культуре свидетельствует о передвижении групп населения Северо-Восточного Кавказа в степь, которое привело к качественным культурным переменам в этой зоне".
А вот некоторые керамические параллели для культуры колоколовидных кубков и Абашево, которые приводит Мимоход. По его мнению, они также указывают на связи с более западными территориями.
Таким образом, катакомбное население было затронуто миграциями с юга и запада, растворило в себе (или само растворилось) мигрантов, заодно трансформировавшись в новые культурные образования, которые уже нельзя было назвать катакомбными культурами. А теперь к самому главному - к причинам и последствиям. Итак, что послужило толчком к переселению с запада на восток? Мимоход считает, что климат:
Про вот эту великую аридизацию у меня уже кое-что тут проскакивало.
Оттуда:
"Данные о климате в исследуемом регионе свидетельствуют о возросшей аридизации ок. 2200 г. до н.э. Климат стал более засушливым. Поэтому в регионе случилась сильнейшая депопуляция, количество археологических памятников значительно сократилось. Это, вероятно и привело к формированию блока посткатакомбных культур (типа лолинской), где в том числе фиксируется и кавказский компонент. В общем, предкавказское население похоже подалось на север. К 17 веку до н.э. степные и предгорные пространства были заброшены."
О чем-то подобном пишет и Мимоход в другой статье, рассуждая о том, что общества, приспособленные к аридному климату уже не всегда могли приспособиться к улучшению условий:
"В результате вся территория пустынных степей практически полностью обезлюдела почти на тысячелетие — эпоха поздней бронзы фактически не представлена в данном регионе. И это происходило в условиях довольно благоприятного, относительно влажного климата! Для покровской культуры эпохи поздней бронзы, сменившей лолинскую на северных окраинах ее распространения, реконструированы довольно влажные условия [11]. В результате смягчения климата носители покровской культуры и более поздней срубной культурной традиции смогли создать многоотраслевую диверсифицированную модель хозяйства, сочетающую придомное и пастушеское скотоводство. В тот период возникали стационарные поселения, в стадах вновь появлялся крупный рогатый скот, создавались запасы кормов на зимние невыпасные дни. Но все это наблюдается лишь севернее широты современного Волгограда. Южнее, на колоссальном пространстве юга современных Волгоградской обл., Калмыкии, восточных районов Ростовской обл. и севера Ставропольского края, людей не было"
Реплика про овец неспроста. В составе стада восточноманычской культуры около трети составлял крупный рогатый скот. Наследовавшим им лолинцам пришлось почти полностью перейти на овец.
Изменение климата вело к миграциям населения, на их антропологическом аспекте чуть подробно остановлюсь немного позже. Было ли изменение климата единственной причиной? На этот счет есть и другие мнения. Например, ведущий специалист по культурному кругу Бабино, Р.А. Литвиненко (отсылаю к многочисленным его работам по бабинской культуре на academia.edu), признавая реальным фактором климатические изменения, считает, что могли быть и другие причины. Или, вероятно, другие причины для миграции могли быть у бабинского круга. Например:
"Другим реальным фактором, который мог вызвать миграцию, могли быть какие-то внутренние процессы. Из типичного перечня таковых (Косарев 1972: 19;Клейн 1999:67—68, рис. 9; Anthony 1990: 898—899;Burmeister 2000: 543—544) я бы исключил демографический (перенаселенность),поскольку ДДБК, как и все другие посткатакомбные культуры ,демонстрирует весьма низкие показатели общей численности населения (условно выводимые из статистики по курганным могильника:количество бабинских погребений выразительно уступает,например,предшествующим катакомбным и последующим срубным. Более реальными причинами миграций могли стать некие социальные или потестарные процессы (Клейн 1999: 67, рис9) например, нарастание внутренней напряженности и противостояния между отдельными кланами.На возможность таких сценариев намекают археологически фиксируемые проявления военной активности в первичном ареале ДДБК на самом раннем её этапе (ІА), на который приходится практически все известные воинские погребения с оружием,большая часть захоронений мастеров-лучников и погребений со свидетельствами смертельных ранений бабинскими же стрелами (Литвиненко 2015: 124;2019:рис. 2; 3: 1—7)".
Что все это могло значит для любимых мной катакомбников? Собственно, ничего хорошего. Тот же Литвиненко, полагает, что миграция бабинского населения на восток была военной акцией.
"Расширение ареала ДДБК на востоке и западе, а также обратное сужение на востоке имеют выразительные милитарные признаки: часть мужских погребений сопровождается оружием и комплектами инструментов по его изготовлению, имеет признаки смертельных ранений, встречаются перезахоронения останков в виде «пакетов» костей.
Но более красноречивы здесь данные палеоантроологии. Представители посткатакомбного блока почти не были похожи на предшествующее население Бабинцы уж точно. Как пишет антрополог Алексей Казарницкий:
"Краниологические выборки блока посткатакомбных культур (бабинская, лолинская, и криволукская) расположились в многомерном пространстве неподалеку друг от друга, демонстрируя ряд общих морфологических черт. Однако если лолинская и криволукская группы тяготеют к кавказским и южным катакомбным сериям, то бабинская оказалась ближе к шнурокерамическим. Соседство координат бабинской и фатьяновских серий вряд ли уместно трактовать какс видетельство непосредственного участия носителей фатьяновских культурных традиций в формировании населения бабинской культуры, учитывая территориальный разрыв между их ареалами. Скорее всего, это показатель наличия общего популяционного пласта, на основе которого сформировалось население восточно-европейских культур шнуровой керамики и, вероятно, значительная часть населения бабинской культуры"
И более определенно о судьбе катакомбников в ареале бабинской культуры:
"Итак, результаты многомерного межгруппового сопоставления свидетельствуют о том, что популяции носителей бабинской археологической культуры формировались на основе населения восточных шнурокерамических культур при участии коллективов, происхождение которых было связано с территориями Северного Кавказа и Закавказья. Вклад предшествующего бабинскому населения катакомбной культуры Северного Причерноморья пока не прослеживается. Потомки носителей бабинских культурных традиций, по всей видимости, вошли в состав популяций, оставивших погребения срубной культуры Украины и Ростовской области."
У Казарницкого есть несколько работ по антропологии посткатакомбных культур. Одни из них вышла совсем недавно, в этом году. В открытом доступе ее нет, но с текстом мне удалось ознакомиться. Сравнение катакомбных серий эпохи бронзы с сериями посткатакомбных культур указывают на то, что преемственность краниологического комлекса признаков почти отсутствует. Это вряд ли означает полное исчезновение катакомбного субстрата, но его доля в носителях посткатакомбных культур была наименьшей за всю эпоху бронзы. Меньше всего отличаются от посткатакомбных только люди восточноманычской культуры, что можно отчасти объяснить включением их в ареал лолинской культуры. В формировании посткатакомбного населения прослеживается участие коллективов кавказского происхождения, вклад которых наиболее велик в лолинской и волго-донской бабинской группах; в то время как на популяционный состав днепро-прутской и днепро-донской бабинских культур также повлияли представители круга культур шнуровой керамики; преемственность с субстратными катакомбными группами повсюду невелика.
В общем, судьба катакомбного населения была незавидной, но все же кто-то влился в состав посткатакомбных образований:
"...вероятность наличия носителей южных катакомбных традиций в составе обеих посткатакомбных групп оказалась выше, чем вероятность их отсутствия, следовательно, отвергать какую-то преемственность населения эпохи средней бронзы и ее финального этапа нельзя. Для причерноморской бабинской руппы обнаружилась большая вероятность участия в ее сложении лесных групп по сравнению с кавказскими, в то время как участия в формировании лолинской группы и кавказских, и лесных групп равновероятно".
К этому можно добавить и палеогенетические данные, согласно которым, носители, например, срубной или андроновской культур обладают большим аутосомным сходством с шнуровыми культурами, а также демонстрируют доминирование Y-гаплогруппы R1a, в отличие от R1b, характерной для ямников и вероятно, последовавших за ямниками катакомбников.
Судьба постатакомбного блока тоже интересна. Порядка на занятых ими землях было мало. Как пишет Литвиненко:
"Типологическими, контекстуальными и пространственно-аналитическими средствами установлено, что внутри посткатакомбных социумов имели место внутренние локальные конфликты. Не утихало и экспансионистское противостояние между этими группировками и их соседями в борьбе за пастбищные угодья. Вооруженными конфликтами сопровождались на раннем этапе миграции племён днепро-донской и волго-донской бабинских культур, а также лолинской культуры. "
В конечном итоге, они были вынуждены уступить более сильному и технически оснащенному противнику. И противник этот изображен на самой верхней иллюстрации.
"Поздний этап характеризуется широкомасштабным противоборством носителей посткатакомбных культур, в первую очередь бабинских, с доно-волжскими абашевско-покровскими племенами. Представители этих колесничных культур вытеснили противника из Волго-Доно-Донецкого междуречья на юг и юго-запад".
Литература
Р.А. Мимоход ПАЛЕОКЛИМАТ И КУЛЬТУРОГЕНЕЗ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ В КОНЦЕ III тыс. до н.э. // РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2018, № 2, с. 33–48
https://www.archaeolog.ru/media/books_sov_archaeology/RA_2018_2.pdf
https://www.archaeolog.ru/media/2019/100_let/priroda/priroda_2019_06.PDF
Р.А. Литвиненко ПОСТКАТАКОМБНАЯ ЭПОХА ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ: МИГРАЦИИ ИЛИ ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ // STRATUM PLUS. АРХЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ №2 2020. с. 333-357
https://www.e-anthropology.com/Katalog/Arheologia/STM_DWL_Ksux_VHSeiu2CGQ5H.aspx
А.А. Казарницкий КРАНИОЛОГИЯ НАСЕЛЕНИЯ БАБИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2013. № 2 (21)
http://ipdn.ru/_private/a21/70-78.pdf
https://www.e-anthropology.com/Katalog/Arheologia/STM_DWL_SjJN_U2wyYoFiCXPY.aspx
Р.А. Литвиненко Война в посткатакомбном мире // Strarum plus. – № 2: Вражда и ваджра: сила и слава праистории. – Санкт-Петербург; Кишинев; Одесса; Бухарест, 2019. – С. 313-334.