andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Category:

Был ли первобытный бунт бессмысленным и беспощадным?

Постоянные читатели этого журнала знают, вероятно, что мне интересны свидетельства вооруженного насилия в дописьменные эпохи. Случайные посетители могут посмотреть тег первобытные войны. Впрочем, насилие в ту эпоху не обязательно было выражено войной. Это могло быть и внутригрупповое насилие. В любом случае, насилие отражало какие-то кризисные явления. Однако всегда ли кризисы в первобытном обществе  вели к насилию или войне?  Частичный ответ на этот вопрос дает статья  польского археолога Славомира Кадрова под названием "Violence in Eneolithic and Early Bronze Age
North of Carpathians".  Попробую пересказать ее содержание.

Археологические маркеры кризисных явлений не всегда четко различимы.  Так  укрепления, раненые и убитые, следы пожарищ и битв обычно свидетельствуют о войнах. Но и здесь не все и не всегда просто и легко отличимо. Об этом я как-то упоминал. Что тогда может сказать нам о состоянии кризиса в обществе? О потрясениях, если они не всегда сопровождаются насилием или войной?  Таким вопросом задается и Кадров. Среди множества возможных способов интерпретации остатков материальной культуры в терминах палеосоциологии, теория культурного анализа Роберта Уитноу  представляется Кадрову одной из наиболее эффективных. Она позволяет выявлять кризисные ситуации, не всегда сопровождающиеся насилием, и следствием которых стало изменение материальной или духовной культуры. Уитноу предложил динамическую модель культурной структуры, центральным пунктом которой является моральный порядок, состоящий прежде всего из ритуала и идеологии (тут наверное лучше употребить термин мировоззрение), символов и общественных институтов. Взаимовлияния и отношения между этими элементами культурной структуры определяют динамику нравственного порядка и, одновременно, саму культуру и социальную структуру. Функционирование ритуалов и символов (но не их значение) вполне доступно археологическому наблюдению.  Первопричиной социокультурной динамики (конфликтов, изменений) является разрыв между программой и реальным осуществлением нравственного порядка. Иными словами, социальные конфликты обусловлены "естественными" различиями между практикой и теорией в социальной жизни, то есть между системой принятых норм и их повседневной реализацией. Между "хотелось как лучше" и " получилось как всегда". Кадров предлагает рассмотреть три примера, иллюстрирующие различные формы возможных социальных конфликтов, отраженных главным образом в резких изменениях структуры жилого и нежилого пространства. Они показывают разную степень интенсивности социального конфликта в контексте различных культурных традиций.

Весь мир насилья мы разрушим...

Я как-то размещал текст одной статьи (кстати, за авторством того же Кадрова) про общества эпохи медного века в Польше (тыц и тыц). Картинка, конечно, археологически яркая, однако  закончилось все для этих обществ не  очень хорошо. Около 4300 г. до н.э. на территории Бжесць-Куявской культуры (БКК) произошло что-то нехорошее. Это событие отметилось многочисленными пожарами на всех поселениях, некоторые из них были разрушены.  Это затронуло и центральные поселения, и поселения-саттелиты. Причем случилось это событие на пике развития культуры, когда демографический потенциал был наибольшим.   На одно из неукрепленных крупных поселений, Ослонки, враг напал внезапно. Вероятно, на месте он застал только женщин, детей и стариков.  В могиле 13, к примеру,  найдены взрослая женщина и двое детей. Женщина и старший ребенок погибли от удара топора из оленьего рога.  Вот такого:

В другом месте поселения обнаружена посуда со следами пищи – она готовилась, когда напали враги.  Атака произошла осенью, после сбора урожая и нападавшие не были чужеземцами. После нападения оба центральных населённых пункта этой культуры (Ослонки и Бжесць Куявский) продолжили функционировать. Однако многие  поселения-сателлиты и некоторые мелкие могильники были полностью заброшены. Жители начали строить укрепления на обоих центральных поселениях, состоящие из рвов и деревянных палисадов. Поселения становятся меньше, людей на них тоже. В целом, наблюдаются признаки  культурного и экономического кризиса. Продолжались некоторые ремесла (например, работа с оленьими рогами и костями), но и импорт редких и дорогих ресурсов почти прекратился. Перестала поступать медь, и металлургия зачахла. Престижный шоколадный и юрский кремень заменены на местные породы. Только янтарь продолжал поступать, как и раньше. Все становится более однотипным и упрощенным. Яркие орнаменты на костяных изделиях сменяются на невзрачные образцы.  Изменяется и погребальный обряд.  Вместо гендерно-дифференцированных(мужчины на правом боку, женщины на левом), богатых инвентарем погребений появляется унифицированный обряд, который  во многом похож на первые фазы новой культуры - культуры шаровидных амфор (КША). Керамические формы тоже претерпели изменения, постепенно трансформируясь в сосуды КША.  Все эти изменения произошли после атаки.

Что же послужило причиной кризиса и последовавшего военного столкновения? Кадров предлагает заглянуть в более ранние фазы БКК. Начало этой культуры связано с предшествующим населением – потомками первых земледельческих колонистов,  культурами Рёссен  и накольчатой керамики. Подобно им, люди БКК предпочитали жить в длинных домах большими семьями.  Это было довольно «консервативное» неолитическое население, но на второй фазе внезапно происходит своеобразный расцвет. Именно тогда появляются два своеобразных лагеря. На центральных поселениях люди живут уже по энеолитически – с медью, дорогим импортом, придерживаются сложных ритуалов, именно тогда появляются гендерно-дифференцированные погребения.  Эти «новые бжесць-куявские» люди оставили материальную культуру, отражающую целый спектр инокультурных веяний, которые указывают на хорошо налаженную межкультурную связь. Да они и питались по-другому. Производство, использование и хранение символических или престижных товаров, а также ритуализация повседневной жизни была сосредоточена на центральных поселениях, в то время как поселения-сателлиты в основном занимались добычей и производством продуктов питания. Именно в руках элиты из центральных поселений и находились функции поддержания сложившегося порядка.  По мнению Кадрова, ни к чему хорошему это не привело. Жители центральных поселений стремились к культурному и ритуальному обособлению, что археологически выразилось в появлении множества нестабильных форм как материальной, так и духовной культуры. И это посеяло зерна кризиса. Островной характер энеолитических поселений в море неолитической округи, а также симптомы социальной напряженности привели к тому, что случились столкновения, трудового народа и буржуазии и люди вернулись к прежним, более эгалитарным порядкам, что позже привело к появлению новой археологической культуры.  Таков один из сценариев внутренних конфликтов и его археологическое отражение - смена археологической культуры.

Мы новый мир построим

Броночице – довольно известное поселение. В первую очередь тем, что там найдено древнейшее изображение повозки.

Впрочем, это поселение интересно не только данным фактом.  Оно многослойное, и исследователи выделяет в его развитии несколько фаз и фиксируют несколько археологических культур, которые его населяли.   Поселение можно датировать  3900-2400 гг. до н.э. Но еще до основания поселения здесь отметились люди культуры Малице, которые оставили фрагменты керамики и человеческие кости в той части поселения, которое археологи обозначили буквой С.
Этап  I (3900-3800 ВС)  представлен небольшим поселением культуры воронковидных кубков  (КВК).
Во время этапа 2 (3800-3700 гг. до н.э.) это место занимало сообщество люблинско-волынской культуры (ЛВК). Поселок был укреплен рвом, земляными валами и деревянным частоколом. В некоторых  хозяйственных ямах этой культуры были обнаружены кости человека. (возможно, повторные отложения из разрушенных могил  культуры Малице).
На этапе 3 и 4 было заложено кладбище КВК, которое занимало часть поселения, обозначенную буквой С.  Люди при этом жили в сначала в части А, а затем в А и В.  Сосуществование кладбища (часть C) и поселения (части A и B) длилось несколько веков (с 3700 по 3300 до н.э.).
На 5 и 6 этапах  (3300-2900 гг. до н.э.) кладбище полностью перестало функционировать. На его месте был создан загон для скота. В это же время на смену классической керамики КВК приходят сосуды, отмеченные влияние баденской культуры.  Могилы были разбросаны в районе поселения и отражали различные погребальные традиции.
Перечисление этих этапов важно для понимания событий, происходивших на поселении. Кладбища – важные места в жизни древнего человека, серьезно относившегося к культу предков.  Пожалуй, не только человека каменного века.  Почитаешь греческие мифы – сколько там душ в Тартаре плачется о том, что не были погребены правильно?  Или выражение «похоронить по-христиански» пока еще не кажется таким уж анахронизмом. Вандализм, выраженный осквернением или разрушение кладбищ  - это уголовная статья.  Думаю, что мысль понятна. Для древнего человека места погребения были одним из символов выражения собственной идентичности и через отношение к предкам и их могилам, древний человек подтверждал эту идентичность.
Именно поэтому участок С важен для истории неолитического поселения в Броночице.  Особенно в период 3700-3300 ВС. На его примере можно наблюдать всю историю существования северной (КВК) и южной (дунайские культуры) традиций в этом поселении. Сначала, вероятно, кладбище было облюбовано представителями дунайской традиции (культура Малице), но последовавшие за ними люди КВК разрушили могилы  предшественников. Это говорит о том, что они не чувствовали никакой связи с этими людьми, считая их чужими. До 3700 г. до н.э. на поселении происходила череда изменений населения, когда КВК сменяли ЛВК, а тех снова КВК. В конечном итоге, ситуация стабилизировалась, люди нашли какой-то консенсус и на поселении появилась синкретическая культура в составе юго-восточного варианта КВК.  В этот период можно говорить о низкой интенсивности ритуальных действий, низких темпах изменений в  керамической традиции.  Но после 3500 года сюда стали проникать баденские  влияния, и в конечном итоге происходит реорганизация пространства. На месте кладбища устанавливают загон для скота.  При этом нет следов каких-то внешних вторжений или миграций, прерывания преемственности населения. Реорганизация поселения и сопутствующее изменение культуры (классическая керамика КВК  была заменена на баденизированную; появляется множественность форм погребального обряда; распространеняется обычай захоронения животных в могилах; изменяется поселенческая структура в региональном масштабе) произошли в одном сообществе. И разрушение кладбища очень важно.  Оно означает, что произошел разрыв в в культурной преемственности, разрушение прежней идентичности.  Кадров указывает, что это могло произойти только в результате глубокого социального конфликта (что-то вроде революции или реформ), что должно было сопровождаться насилием. Конфликт должен был нарастать длительное время. Сторонами этого конфликта были конкурирующие культурные представления. Одна сторона продолжала традицию КВК, а вторая Бадена, заимствованную или скопированную у соседей. Вновь созданная социокультурная система (баденоподобная) оказалась не такой стабильной, как предыдущая система классической КВК. Социальная неопределенность должна была быть стабилизирована и узаконена усилением ритуальных практик (увеличение количества новых форм погребального обряда для людей и появлением захоронений животных). В этом сценарии кризис привел к серьезному изменению в рамках единой культуры. Классическая КВК заменилась на баденизированную.
Как жили наши деды
Люди мержановицкой культуры появились в местечке Бабья Гура еще около 2300 г. до н.э., но стабильное поселение основали здесь лишь  сто лет спустя. Они там жили очень долго, до 1600 г. до н.э. , с перерывом в 1800-1750 гг.  до н.э. Около 2050 г. до н.э. на стыке ранней и классической фазы мержановицкой культуры, поселение было реорганизовано.  В это время был построен центральный ров, который разделил поселение на две части. В одной жили, а в другой устроили кладбище.   Эта реорганизация сопровождалась изменением погребального обряда.  В погребениях ранней фазы обычно находят керамический сосуд, но могилы из Бабьей Горы уже не содержат сосуды. Причем это изменение довольно локальное – в других местах погребения классической фазы продолжают сопровождаться керамикой, иногда даже чаще, че на ранней фазе.  Кроме того, на Бабьей Гуре зафиксировано около тридцати погребений животных, в основном крупного рогатого скота, датируемых классической фазой.  Изменения коснулись и керамики. Упростились и исчезли многие формы, стала преобладать одна из них. Орнаментация также упрощается, исчезает шнуровой орнамент. Эти изменения не были внезапными, но происходили постепенно. Людей на поселении становится меньше, но его площадь не меняется, поэтому жилища рассредотачиваются.  В каком контексте происходили эти изменения?
До основания поселения в 2200 г. до н.э. люди мержановицкой культуры предпочитали не оставаться на одном месте надолго. Основой их экономики, вероятно, было животноводство, а материальная культура определялась двумя векторами -  местным, восходящим к культуре шнуровой керамики (КШК) и внешним – культуры колоколовидных кубков (ККК).  Первый вектор влиял на погребальный обряд и керамику, а второй на металлургию и символы статуса, такие как медное оружие, кубки.  Вероятно,  идентичность этих людей основывалась на некоем консенсусе, синкретическом характере двух разных культур. Но такой порядок просуществовал недолго.  Динамические внутренние процессы неопределённого характера, приведшие к более оседлому образу жизни,  создание крупных постоянных поселений, внезапное демографическое развитие и сопутствующие изменения в экономике (животноводство, обогащенное сельским хозяйством) и обществе должны были вступить в противоречие с существовавшим ранее хрупким порядком.
В последующий период (2200-2050 гг. до н.э.) общество Бабьей Гуры предпочитает все больше и больше развивать традицию КШК, элементы ККК уходят на второй план и исчезают. Этот процесс заметен в археологических материалах в виде растущего процента все более и более сложной шнуровой орнаментации  и введения оригинального местный способ производства керамических сосудов.  Процесс, описанный выше, сопровождался ростом неопределенности, отражением которой является интенсификация ритуальной деятельности, что выражалось во все большей частоте шнуровых орнаментов на сосудах  и усложнении декоративных элементов.
Около 2050 г. до н.э., постепенные эволюционные изменения внутри системы резко прекратились.  В течение короткого времени жители поселения Бабья Гура  забросили сначала традицию усложненного шнурового орнамента, а затем и обычный шнуровой орнамент. Самое главное, что населенный район был тщательно реорганизован. Основная часть поселения была разделена на два сегмента: поселение и кладбище. Одновременно были внесены изменения в старые ритуалы. Археологически этот момент глубоких изменений синхронизирован с рубежом ранней и классической фаз мержановицкой культуры. И эти изменения были глубоко внутренними, нет никаких оснований предполагать смену населения или приход каких-то новых людей или чужеземных захватчиков.  Таким образом, происходит некая версия местного  переворота. Керамические формы уже имели свои прототипы в керамике ККК, но они не имели локальной модели, являясь довольно общими. В этом случае,  культурный переворот на Бабьей Горе – это что-то вроде возвращения к истокам. И этот сценарий самый мягкий среди описанных. Изменения не были столь серьезными, как в прошлом примере.

Violence in Eneolithic and Early Bronze Age North of Carpathians
https://www.academia.edu/36665439/Violence_in_Eneolithic_and_Early_Bronze_Age_North_of_Carpathians_In_E_Nemeth_ed_Violence_in_Prehistory_and_Antiquity_Antiquitas_VI_Kaiserslautern_and_Mehlingen_Parthenon_Verlag_2018_9_22
Tags: Польша, археология, баденская, бронзовый век, война, доистория, культура воронковидных кубков, культура шнуровой керамики, первобытные войны, энеолит
Subscribe

Posts from This Journal “первобытные войны” Tag

  • Жертвы первобытной агрессии

    Есть один сюжет, который по хорошему надо было бы осветить в свое время. Он касается межгрупповой агрессии в первобытную эпоху, а точнее в конце…

  • Чем воевали пять тысяч лет назад в Восточной Европе?

    У украинского археолога В.И.Клочко есть ряд научных работ, посвященных вооружению, распространенному в различных археологических культурах на…

  • Павшие у Николо-Перевоза

    Ничего криминального. Просто один из сюжетов первобытных конфликтов. Текст и фото не мои, взято отсюда. "В конце 50-х годов 20 в. при…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

Posts from This Journal “первобытные войны” Tag

  • Жертвы первобытной агрессии

    Есть один сюжет, который по хорошему надо было бы осветить в свое время. Он касается межгрупповой агрессии в первобытную эпоху, а точнее в конце…

  • Чем воевали пять тысяч лет назад в Восточной Европе?

    У украинского археолога В.И.Клочко есть ряд научных работ, посвященных вооружению, распространенному в различных археологических культурах на…

  • Павшие у Николо-Перевоза

    Ничего криминального. Просто один из сюжетов первобытных конфликтов. Текст и фото не мои, взято отсюда. "В конце 50-х годов 20 в. при…