andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Categories:

Краткая история трипольской культуры

Одна из реконструкций трипольского поселения

Трипольская культура существовала довольно продолжительное время – около 2000 лет. Естественно, за это время она менялась, поэтому традиционно ее делят на три периода – Триполье А, Триполье В и Триполье С. В этих трех периодах выделяют подпериоды  по римским цифрам. Например, Триполье BII.  В основном, такая периодизация основана на изменении керамического материала, поэтому неспециалисту не всегда бывает понятно, чем один период от другого отличается.
Впрочем, историю трипольской культуры можно рассмотреть и под другим углом.  Такую   попытку предпринял, например, археолог Игорь Манзура.  В основу он положил антропологическую (в смысле культурной, а не физической антропологии) периодизацию.  В таком виде она довольно ясна и понятна.  Я бы даже сказал, что в таком виде она больше всего напоминает краткую историю трипольской культуры, доступную неспециалисту, без излишних сухих типологизаций керамики или особенностей погребального ивентаря, стратиграфии и прочего.  Так сказать, археология с человеческим лицом. Что из этого вышло?
Манзура предложил проследить развитие Триполья по трем независимым, но взаимосвязанным направлениям.  Первое – это материальные символы эпохи. Например, для первого периода это особенный змеиный символ, чаще всего размещавшийся на керамике.  Второе – социальное лидерство. Как пример, для одного из периодов - это явная милитаризация и увеличение роли воинов. И третье – события и явления.  Все три направления, как я уже сказал, связаны друг с другом и дают пять периодов. Выглядит это в табличном варианте вот так. Ниже напишу кратко по каждому из периодов.

Время змей – жрецов – колонизации. Культура Прекукутень- Триполье А (5000 - 4500 гг. до н.э.)
Культура Прекукутень-Триполье возникла к востоку от Карпат на рубеже 6-го и 5-го тысячелетий до н.э. на основе карпато-балканских культур, таких как Боян, Винча и ЛЛК.  В процессе своего развития она распространилась на восток по лесостепной зоне и примерно к середине 5-го  тысячелетия до н.э. занимала обширные территории между Карпатами и бассейном Южного Буга. Ее продвижение на новые территории было относительно медленным, и поэтому этот процесс можно рассматривать как обычную земледельческую колонизацию, как и во многих других европейских регионах.  Прекукутень-Триполье  - это типичная земледельческая культура неолита-энеолита. Ее жители селились небольшими деревнями в плодородных местностях, вблизи источников воды.  Как и в других неолитических культурах, они имели причудливо украшенную керамику и антропоморфную пластику.  Одна из самых ярких черт этого периода – изображение змеи, выцарапанное на сосудах.  Интерпретация этого образа была различной – и  безобидное изображение ужа, и некая женщина-змея, и даже дракон, символизирующий мужское начало.  Наиболее убедительную аналогию предложила  Вера Балабина, выяснив, что изображение головы змеи анатомически совпадает с реальным черепом змей. Спиральный узор, в котором изображаются  такие змеи напоминает реальную позу агрессии рептилий. Чешуйчатое тело и «мертвая» змеиная головы указывают на хтоническую природу изображенного существа.  Предполагается, что обращение к подобному образу в условиях постоянно расширяющейся культуры должно было способствовать сохранению идентичности. Манзура полагает, что такую функцию  в ту эпоху должны были поддерживать жрецы. Вряд ли стоит ожидать для столь давнего периода  сколь-нибудь развитого института жречества, скорее речь идет о сакральных лидерах вроде шаманов, колдунов или лидеров общин, исполнявших церемониальные функции.

Материалы этого периода 1 - череп гадюки; 2 - сосуд с изображением змея из Александровки; 3 - фрагмент сосуда с изображением змеевидной головы из Окопов; 4-7 - кремневые наконечники для стрел и копья из Путинешть II (4) и Дуруитоареа Вече (5-7); 8 - медный боевой топор-молот из Глыбочка; 9 - каменная булава из Бырлэлешть-Стурза; 10 - каменный боевой топор-молот из Бодешти-Фрумушица.

Время оружия – воинов – конфликтов.  Кукутени А- Триполье BI (4500-4200 гг. до н.э.)
В этот период происходят значительные изменения.  Изменяется керамика, появляется разноцветный орнамент, изменяется структура поселений.  В это время западная часть культуры испытала  резкий рост плотности населения, в то время как восточная часть все еще была малозаселенной.  Начинается движение на юг, в сторону Дуная. Здесь трипольцы столкнулись с населением культуры Гумельница. Значительно увеличивается количество вооружения, появляется множество находок стрел, булав, топоров каменных и медных, особенно в западной части культуры.  Более того, поселения часто основываются с учетом их защищенности природными складками рельефа, а в некоторых случаях есть следы укреплений.
Некоторые исследователи предполагали, что это связано с угрозой из степи. Однако наибольшее число оружия, укреплений и поселений вообще расположены на западе, а не на востоке на границе со степью. Следует согласиться с теми исследователями, которые видят причины возросшей милитаризации во внутреннем демографическом кризисе Триполья. Известны трипольские поселения, которые были атакованы такими же трипольцами.  В этот период резко возрастает роль воинов и военных вождей.  Сакральные лидеры уходят на второй план.  Милитаризация проявляется и в повседневной культуре – появляются находки маскулинных фигурок в экипировке в виде поясов, дисков, подвесок, распространяются фаллические символы,  инсигнии власти в виде различных церемониальных булав и скипетров. Змеиные орнаменты не уходят – в том или ином виде они сохранятся до конца культуры, но «мертвые головы»  на них исчезают.
Вероятные изменения в социальной структуре могли бы как-то помочь разрешению кризисной ситуации, но отчетливых признаков неравенства и сложившейся иерархии до сих пор не обнаружено.  В этих условиях население предпочитало мигрировать на слабозаселенный восток, где поселения к концу этого периода становятся крупнее и организованнее.  Время насилия уходило, наступало время  созидания.

1 - мужская статуэтка с символикой статуса от Ругионаса-Деалул Дрэгичиш; 2 - мужская фигурка с поясом и кушаком от Dumeşti; 3 - глиняная модель фаллоса из Подури-Деалул Гиндару; 4 - фрагмент каменного абстрактного скипетра из Жора де Сус; 5-7 - сосуды со спиралевидным орнаментом из Дрэгушани-Ботошани (5.6) и Думешть (7)

Время мегапоселений – управляющих – технологий.  Кукутени AB - Триполье BI / BII и Кукутени B - Триполье B2-CI (4200-3500 гг. до н.э.)
В этот период снова происходят существенные изменения. Поселения располагается так же, как и во время Прекукутень – на нижних террасах рек.  Концентрация населения на западе культуры снизилась, а на востоке возросла.  В этот период она фактически распадается на две сегмента – культуру Кукутень на западе и культуру Триполье на востоке.  Дальнейшее их взаимодействие можно характеризовать как расширение культуры Кукутень и сокращение территории культуры Триполье в лесостепной зоне.  В этот период возникают т.н. мегапоселения, которые иногда называют протогородами. Крупнейшие из них располагались в районе Южного Буга, достигая площади до 400 га и вероятного количества населения до 10 000.  Недавно подобные памятники были обнаружены и на западе, но там они не достигали настолько больших размеров.  Высказывались разные точки зрения о причине возникновения  мегапоселений – и вероятная угроза степных племен, и внутренние противоречия.  Предполагается, что возникновение крупных поселений Кукутень-Триполье было стимулировано ситуацией, когда обширное территориальное расширение уже невозможно.
Это обусловлено необходимостью интенсификации производственной деятельности и обменных операций в условиях ограниченных ресурсов. Управление такими поразительно гигантскими поселениями с участием многих тысяч человек должно было быть довольно хлопотным делом и требовало руководителей нового поколения с управленческими способностями. Как показал анализ, археологические атрибуты мегапоселений  Кукутень-Триполье не демонстрируют следов какой-либо сложной иерархической организации общества с очевидным социальным расслоением и имущественным неравенством. Их  организацию стоит охарактеризовать не как иерархию, а как гетерархию. Роль мудрых и опытных управленцев должна была быть особенно высока,  ведь эти агломерации были тщательно спланированы  и организованны, а обеспечение их деятельности представляло собой определенно сложную задачу.
Подобные управленцы, вероятно, могли быть ответственны и за введение некоторых инноваций, которые распространились в этот период.  В этот период встречаются изображения запряженных волов  и Триполье определенно не могло избежать революции вторичных продуктов.  Другие инновации – зубчатый серп, который был более эффективным,  многоканальная печь для обжига керамики,  вертикальный ткацкий станок.  Существенные изменения наблюдаются в металлообработке – увеличивается число тяжелых орудий, в отличие от более раннего периода, где металл шел по большей части на украшения.  Все эти нововведения могли вызвать двоякий эффект – с одной стороны развитие более эффективного обеспечения жизнедеятельности, с другой – быстрое истощение жизненно важных ресурсов, что подорвало бы экономическую основу. Вероятно, такой сценарий и реализовался, поскольку мегапоселения исчезают в конце этого периода.  Наступало время еще более радикальных преобразований.

1 - геомагнитный план поселка Стольничень, 2 - геомагнитный план поселка Петрени, 3 - геомагнитный план поселка Майданецкое; 4 - макет двухэтажного дома из поселка Рочоховатка; 5 - остатки жилища в поселке Майданецкое; 6 - реконструкция двухэтажного дома из поселка Майданецкое

1-4 - продукция металлообработки; 5-7 - кремневые зубчатые серпы на крупных лопастях; 8 - реконструкция вертикального ткацкого станка; 9 - глиняная модель грузовых саней с головой быка.
Время  кинжалов – вождей – иерархии. Первая половина периода Триполье CII ( от 3500 г. до н.э.)
Вторая половина IV тысячелетия соответствует периоду Триполья СII и может называться временем трансформаций. Мегапоселения уже сошли на нет, но поселенческие памятники все равно довольно крупные.  Как правило, они занимают доминирующее положение на местности. Зачастую их защищают рвы и палисады.  Экономическая деятельность, как и раньше, основана на экстенсивном земледелии и животноводстве. Однако количество крупного рогатого скота увеличилось.  В это время появляются важные инновации. Первое – это повозки.  Они появляются почти одновременно на огромных территориях от Кавказа до Центральной Европы и трипольская культура не могла остаться от них в стороне, хотя материальные их остатки пока не найдены на трипольских поселениях.  Это был фактор, который мог повысить мобильность населения. Другая инновация принадлежит сразу трем сферам – военной, технологической и идеологической.   Это бронзовые кинжалы.  Хотя подобные изделия известны и в более ранний период, эти были крупнее, технологичнее и предназначались для схватки. Кинжал приобрел очень глубокое символическое значение и сыграл важную роль в построении социальной идентичности.  Третьей инновацией стали изменения в погребальной практике – появление экстрамуральных (вне поселения) кладбищ с ингумациями и кремациями.  Около полутора тысяч лет до этого известны были лишь единичные интрамуральные захоронения, поэтому появление кладбищ за пределами поселений маркирует некие важные социальные трансформации и распад старых структур. Именно в это время появляется усатовская культура, тесно связанная с Трипольем, но и разительно от нее отличающаяся, напоминавшая степные сообщества на востоке.
На погребальных материалах фиксируется появившаяся иерархичность позднего трипольского поселения. Она проявляется как в инвентаре, так и в обустройстве отдельных погребений.  Материалы захоронений позволяют выделить три основных страты. Кроме того, богатые захоронения детей позволяют сказать, что статус уже мог наследоваться. Тем не менее, этот период просуществовал недолго.  Культурная трансформация в ареале Кукутени-Триполья развернулась в другом направлении.

Примеры погребальных комплексов и типовой инвентарь выхватинской(1) и усатовской (2) групп

Время деревень – патриархов – единства. Вторая половина периода Триполье СII ( до 3000 г. до н.э.)
На начальном этапе этого периода, представленного памятниками гординештской группы, трипольская культура потеряла многие свои черты, зато приобрела множество новых.  Крупные поселения сменяются небольшими деревнями с несколькими домами, которые имеют отличную от ранних периодов архитектуру. Культурный слой на таких поселениях очень невелик. Это говорит о том, что образ жизни стал куда более мобильным.  Расписная керамика деградирует до неприхотливого геометрического орнамента,  металла становится мало, богатые погребения исчезают, сами могильники становятся бескурганными, со слабыми элементами социальных различий. Материальная культура становится более унифицированной, единой. Этот процесс может быть обусловлен распадом хорошо структурированных региональных сообществ и исчезновением централизованного социального контроля, который смог установить территориальные границы и поддерживать местные культурные стандарты, отличающие эти общества от соседних. Эта ситуация может породить две противоположные тенденции.  С одной стороны, отсутствие централизованного контроля, охватывающего крупные территориальные союзы, сводило на нет процесс принятия решений на уровне изолированной деревушки или даже отдельной семьи. В этом случае социальная власть могла быть сосредоточена в руках отдельных лиц, лидеров небольшой общины или просто глава семьи (патриарха). С другой стороны, устранение территориальных границ и увеличение мобильности населения может спровоцировать более интенсивный культурный обмен и более обширное и неограниченное распространение различных культурных стандартов. Лучшей  иллюстрацией этого периода можно считать захоронения типа Животиловка. Они простираются по всей степной и лесостепной зонах - от Кавказа до Карпат, пересекая территории многочисленных местных культурных групп и органично сочетают атрибуты различных культурных традиций.
Тем не менее, материальную деградацию позднетрипольских групп можно оценивать и как обратную сторону успеха, как вынужденную и умную адаптацию к изменившимся внутренним и внешним условиям. Такая адаптация сделала эти группы менее устойчивыми к внешнему культурному воздействию.

Материал группы гординештской группы: 1 - остатки наземного жилища в поселении Тринча-Изворул Луи Лука; 2.5 - расписные сосуды из поселка Стена; 3 - расписной сосуд с Куницкого кладбища; 4 - фрагмент сосуда с резным геометрическим орнаментом из поселения Тринка-Изворул Луи Лука; 6 - расписное судно из поселка Цвикловцы

Погребения гординештской группы 1 - могильник Гординешть; 2 - могильник Куничеа

Tokens of time: on anthropological periodization of the Cucuteni-Tripolye culture

https://www.academia.edu/43467548/Tokens_of_time_on_anthropological_periodization_of_the_Cucuteni_Tripolye_culture

Ну и в качестве дополнения. Сейчас, кстати, по мнению ряда исследователей (Видейко, Демченко), гординештская группа стала стартовой площадкой баденизации. Собственно, бесследно эти люди не исчезли. Как пишет Кол "десятки тысяч ТК земледельцев не просто исчезли, а «трансформировались в пастухов и через какое-то время превзошли те народы, которые ранее приспособились к подвижному образу жизни».

Часть носителей гординештской культуры становятся основой памятников типа Бурсучень и животиловско-волчанской группы, которые были связующим звеном между поздним Майкопом и земледельческими Карпатами, оказав громадное культурное влияние на степной энеолит и подготовив формирование ямной культуры. Что касается самих носителей ГГ, то они, вероятно, послужили одной из основ формирования буджакской культуры - одного из вариантов ямной КИО.

Tags: археология, доистория, неолит, неолитизаторы, трипольская культура, энеолит
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments