andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Category:

Путешествие к истокам человеческого неравенства


Ну что? Пора возвращаться к неолиту. А то последние посты про каких-то хунну, славян, да греков с персами. Я много раз здесь писал, что неолит был этаким своеобразным трамплином для прогресса человечества. В раннем и среднем каменном веке люди десятками тысяч лет жили примерно одинаково, инновации не вызывали каких-то значимых перемен их социальной структуры. Зато с появлением производящего хозяйства и его форм резко усложняется социальная структура. Для сравнения - человек разумный заселил Европу свыше 40 тысяч лет назад. А как вид появился гораздо раньше и гораздо раньше населил Азию и другие части суши. Большую часть этого времени его образ жизни оставался неизменным, основываясь на охоте и собирательстве. Значимых достижений было не так много – лук, микролиты, усовершенствования рыбной ловли и другие, больше технологические новинки. Затем примерно 10-11 тысяч лет назад происходит неолитическая революция – одомашнены животные, появилось земледелие. Всего лишь 7-8 тысяч лет отделяло первых земледельцев и скотоводов от пирамид и шумерских городов, письменности и других достижений. А в европейском масштабе всего лишь чуть больше двух тысяч лет до минойских дворцов. Человечество начинает существенно меняться, сначала неспешно, а потом в саморазгоняющемся темпе, который привел к появлению неравенства, усложненной иерархии, крупным поселениям, а оттуда к городам и первым цивилизациям со всеми их плюсами и минусами. Вот об этом неравенстве и поговорим.
Традиционно считается, что статус погребенного отражает погребальный инвентарь. Чем больше вещей в могиле, чем они реже, красивее, чем крупнее или сложнее сама могила – тем значительней человек. С наступлением неолита погребальная обрядность становится более сложной, тут и там археологи трактуют богатый погребальный инвентарь как следствие появления неравенства одних перед другими. Впрочем, такой подход закономерно критикуется. Покойников и их могилы могли украшать в ритуальных целях или соответственно вкусам усопшего. В общем, по этому поводу уже немало копий сломано археологами. Думаю, что обе эти точки зрения имеют право на существования, поэтому равнять все под одну гребенку не стоит. А лучше перепроверять различными методиками. Один из методов, который помогает разрешению этой проблемы - это изотопный анализ. Действительно, ведь можно исследовать покойных с богатым инвентарем и с бедным, выявить различия и понять – кто же из них жил лучше, а кто хуже? Именно так сделали авторы свежей  статьи  из Antiquity под названием «All things bright: copper grave goods and diet at the Neolithic site of Osłonki, Poland».

Подобные исследования проводились и раньше. Например, на средневековом материале они часто показывают богатую белком пищу у обладателей престижных или воинских погребений. Для неолита же исследований, касающихся диеты меньше. И результаты их не всегда одинаковы – в одних случаях не выявляется значимой разницы, а в других она на поверхности. Впрочем, стоит оговориться, что статус не обязательно мог нести значимые диетические различия. Или наоборот – диета могла отражать лишь занятость населения в разных сферах – пастушеской и земледельческой. Это было бы справедливо скорее для унитарных погребений. Авторы статьи решили исследовать образцы из местечка Ослонки в Польше, где расположен памятник бжесть-куявской группы – локального варианта культуры Лендьель.

Люди этой группы основывали поселения, которые сопровождал меньшими поселками-сателлитами. На центральных поселениях были сосредоточены различные производства, жило больше народа, которые хоронили своих мертвецов недалеко от жилищ, сопровождая их различным инвентарем. Люди из поселков-саттелитов обычно хоронились без инвентаря. Ослонки 1 – это типичное центральное поселение с тридцатью длинными домами, палисадом и рвом. При нем также расположен могильник, где исследовано 80 могил, содержащих 92 скелета.
Радиоуглеродный анализ позволил установить, что Ослонки 1 существовало порядка полутысячелетия с 4600 г. до н.э до 4100 г. до н.э. Погребальные традиции бжесть-куявской группы, да и вообще культуры Лендьел были довольно структурированы, с различными типами погребальных поз, инвентаря и прочего. В могилу клали посуду, различные орудия, а также украшения, в том числе медные – самые старые металлические украшения в Северной Европе (Ослонки в двухста километрах от Балтийского побережья). Экономика этого поселения была типична для неолитических фермеров – земледелие и немного скотоводства. Охота и рыбалка тоже присутствовали, но не были значимы.


Из 92 погребенных 22 (примерно 24%) были похоронены с разными медными изделиями – от фрагмента до искусной диадемы. Медные артефакты сопровождали и взрослых, и детей, и мужчин, и женщин. На карте поселения сверху учтенные погребения даны в черных квадратах. Красные овалы в них - погребения с медью.  Авторы подвергли изотопному анализу 30 скелетов. 22 были похоронены с медными предметами. Погребения с металлом в принципе содержали больше инвентаря, чем могилы без меди. Эта разница оказалась статистически значимой. Более ранние исследования указывали, что скелетные останки людей, погребенных в микрорайоне Ослонки, содержали высокий уровень стронция/кальция и стронция/цинка, что указывает на типично вегетарианское питание. Пища, содержащая животные протеины и молоко, была мало представлена в диете населения. Следовательно, одомашненные животные не являлись основным источником пищи. Тем не менее, доля животного протеина в диете взрослых значительно превышала показатели для детей. Свежий дифференцированный изотопный анализ в текущей работе показал существовавшие диетические различия между людьми, похороненными с медными предметами и без них. Проще говоря, эти люди питались по разному. При этом различия не были направлены на существенное увеличение белковой пищи. Тут разница оказалась иной.

Были также исследованы останки животных с поселения. Они также дали разные результаты. Часть скота выпасалась на бедных пастбищах, с худшей растительностью, существовал дифференциальный выпас. Люди с медью ели тот скот, который пасся на лучших лугах, где растения вырастали в более благоприятных условиях. Таким образом, предметы, которые сопровождали этих людей в могиле, действительно оказались маркерами неравенства. По одной из версий,высказанной авторами статьи, люди с медью были потомками первопоселенцев и имели привилегированное положение. Такие ситуации фиксировались этнографически. А не так давно я писал о другом изотопном исследовании, где выяснилось, что люди с топорами-теслами из погребений другой неолитической культуры – линейно-ленточной керамики тоже отличались от своих сородичей. Они в течение многих поколений наследовали свой статус, оставаясь на том месте, где родились, тогда как другие фермеры могли приходить издалека. По моему, здесь не обязательно должен быть фактор первопоселенца. Могли быть и другие причины возвышения отдельных патриархальных родов. Ну, да ладно.

В позднем периоде существования поселения отмечены случаи межличностного насилия, после чего ров и полисад сузились. Сети обмена медными изделиями в ту пору нарушились и наступил коллапс, который привел к забрасыванию поселению. Ослонки запустели до того, как на место БКГ пришли новые поселенцы - люди культуры воронковидных кубков. Возможно, на позднем этапе были какие-то межклановые столкновения или этакие лихие четырехтысячные с переделом родовой собственности. Это справедливо не только для Ослонок – в других статьях, которые я читал, также отмечено, что на позднем этапе бжесць-куявской группы погребения становятся безынвентарными, присутствуют следы пожаров, катастроф. Погребальный инвентарь, в целом, становится более однообразным, менее богатым. Общество возвращается к эгалитарным порядкам. В этой и близкой к ней группах того времени не видны следы «революции вторичных продуктов», о которой я как-то писал. А медные изделия использовались лишь как украшения и инсигнии власти. Лишившись по тем или иным причинам доступа к меди или дальней торговле вообще, эти общества столкнулись с кризисом, после которого уже не смогли подняться. На смену им пришли другие культуры и новые технологии.

All things bright: copper grave goods and diet at the Neolithic site of Osłonki, Poland
https://www.cambridge.org/core/journals/antiquity/article/all-things-bright-copper-grave-goods-and-diet-at-the-neolithic-site-of-oslonki-poland/5ED7D3CB8264BE2B518AB6AB7DE8DF44

Tags: Польша, археология, доисторическая кухня, доистория, неолит, неолитизаторы
Subscribe

Posts from This Journal “неолит” Tag

  • Жертвы первобытной агрессии

    Есть один сюжет, который по хорошему надо было бы осветить в свое время. Он касается межгрупповой агрессии в первобытную эпоху, а точнее в конце…

  • Апчхи и депопуляция

    Я тут недавно читал такую новость: " Международная группа ученых установила, что коронавирусы вызывали эпидемии среди людей и в глубокой…

  • Что нашли на дне?

    Раз уж в прошлый раз был разговор про свайные поселения, то можно дополнить несколькими короткими видеосюжетами. Они довольно интересные и посвящены…

  • Престижные технологии, свайные поселки и прочее

    В последнее время в программе Proshloe выходило два очень интересных видео по близкой мне тематике. Я не так давно рассказывал про престижные…

  • Днепровская уха в каменном веке

    Это не Днепровская долина, но тоже какие-то рыбаки мезолита У меня накопилось приличное количество различных публикаций об изотопных…

  • Пол, пища и многофункциональные инструменты в неолите

    Еще одно свежее исследование в копилочку. Для изучения особенностей труда в неолите и возможного его разделения по половому признаку, исследователи…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

Posts from This Journal “неолит” Tag

  • Жертвы первобытной агрессии

    Есть один сюжет, который по хорошему надо было бы осветить в свое время. Он касается межгрупповой агрессии в первобытную эпоху, а точнее в конце…

  • Апчхи и депопуляция

    Я тут недавно читал такую новость: " Международная группа ученых установила, что коронавирусы вызывали эпидемии среди людей и в глубокой…

  • Что нашли на дне?

    Раз уж в прошлый раз был разговор про свайные поселения, то можно дополнить несколькими короткими видеосюжетами. Они довольно интересные и посвящены…

  • Престижные технологии, свайные поселки и прочее

    В последнее время в программе Proshloe выходило два очень интересных видео по близкой мне тематике. Я не так давно рассказывал про престижные…

  • Днепровская уха в каменном веке

    Это не Днепровская долина, но тоже какие-то рыбаки мезолита У меня накопилось приличное количество различных публикаций об изотопных…

  • Пол, пища и многофункциональные инструменты в неолите

    Еще одно свежее исследование в копилочку. Для изучения особенностей труда в неолите и возможного его разделения по половому признаку, исследователи…