Больше всего об этом походе русов рассказал Ибн Мискавейх (932-1030), который хорошо знал жизнь кавказских провинций и беседовал с очевидцами похода на Бердаа: «слышал я от тех, кто был свидетелем этой Русии, удивительные рассказы». В начале рассказа, Ибн Мискавейх, как и положено, описывает народ, который этот самый Бердаа и захватил. Тут все канонично: крупные, бесстрашные, жестокие русы. Затем рассказывает как эти северные люди проникли к Бердаа: пересекли море и через устье Куры дошли до города на судах. Всадников среди них не было, а если и были, то, вероятно, не так много, чтобы очевидцы это отметили. Конечно, появление непрошенных гостей не осталось незамеченным для жителей города и местный начальник поспешил выйти за стены. А с ним и триста
"Были они (добровольцы) беспечны, не знали силы их (Русов) и считали их на одном уровне с армянами и ромейцами. После того, как они начали сражение, не прошло и часу, как Русы пошли на них сокрушающей атакой. Побежало регулярное войско, а вслед за ним все добровольцы и остальное войско, кроме Дейлемитов. Поистине, они устояли некоторое время, однако все были перебиты, кроме тех среди них, кто был верхом. (Русы) преследовали бегущих до города (Бердаа). Убежали все, у кого было вьючное животное, которое могло увезти его, как военные, так и гражданские люди и оставили город. Вступили в него Русы и овладели им."
После захвата города, северяне грабить, жечь, насиловать и убивать не стали. По крайней мере, не в таких масштабах, чтобы это было отмечено. Зато объявили жителям города - Нет между нами и вами разногласия в вере. Единственно чего мы желаем, это власти. На нас лежит обязанность хорошо относиться к вам, а на вас — хорошо повиноваться нам. Таким образом, это был не просто набег с получением сиюминутной добычи, а попытка закрепиться в этой местности, оперевшись на местное население, обеспечив его лояльность. Мб и варяги в далеком 862 на "земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет" отвечали примерно так же, как и жителям Бердаа.
Впрочем, к Бердаа быстро стянулись мусульманские войска, что породило серию стычек между русами и заполонившими округу мусульманами. В этих стычках, как пишет Ибн Мискавейх, русы выходили победителями. В вылазках принимали участие местные жители. Точнее, "И бывало не раз так вслед за ними (Русами) выходили и жители Бердаа и, когда мусульмане нападали на Русов, они кричали «Аллах велик» и бросали в них камни". Тогда северяне еще раз обратились к народу Бердаа, с просьбой не вмешиваться и вообще держать себя в руках. Что характерно, послушание проявила знать. А простой народ и чернь продолжил неповиновение. Все это, конечно, надоело русам и они решили, что пора бы перейти к репрессиям, сменив пряник на кнут. Жителям города объявили: убирайтесь куда глаза глядят. И дали на сборы три дня. Те, у кого были вьючный транспорт, воспользовались этой возможностью, погрузив на ослов скарб, женщин и детей. Но таких было мало. Большая часть жителей осталась в городе. Однако северяне вовсе не собирались шутки шутить. Когда три дня прошло, русы устроили в городе массовые убийства и грабеж, уничтожив многих горожан и еще около 10 000 пленив. Женщин и детей поместили в крепость, а мужчин собрали в мечети и предложили своих родственников выкупить. К консенсусу они так и не пришли, поэтому следующая партия местных жителей отправилась к гуриям, за исключением лишь маленького числа тех, кто выкупил себя с самого начала. К слову, этим выкупавшим себя давали глиняные печати. Их ободрали до нитки, но оставили в живых.
Скоро северяне окончательно дали понять, что они здесь проездом: "владели они женщинами и юношами, прелюбодействовали с теми и другими и поработили их". Слухи о творимых бесчинствах дошли до эмира Азербайджана по имени Марзубан, который воевал где-то в Сирии. Он собрал 30-тысячное войско и подступил к Бердаа. Но даже оно не помогло победить русов, которые неизменно выходили победителями в стычках и вылазках. По счастливому для мусульман стечению обстоятельств, среди северян началась эпидемия из-за каких-то плодов, непривычных для европейских желудков. Многие начали маяться животами, а иные умерли. Наконец, прибегнув к уловке и организовав засаду, Марзубан смог в стычке победить русов, убив их до 700 человек, в том числе и вождя. Оставшиеся захватчики укрепились в крепости, куда свезли много припасов, добычу и пленных. Вскоре "...пришло к нему известие о выступлении Абу-Абдуллаха Хусейн ибн-Са'ида ибн-Хамдана в Азербейджан, о прибытии его в Сальмас и о соединении его с Джафаром ибн-Шакуией Курдом, который был во главе хадаянитских отрядов. Марзубан вынужден был оставить против Русов одного из своих военачальников во главе 500 дейлемитов, 1500 курдских всадников и 2000 добровольцев, а сам отправился в Авран, где и встретил Абу-Абдуллаха".
В этом время разгул эпидемии среди русов принял широкий размах и умирали они от нее во множестве. При этом умерших погребали в лучших традициях ибнфадлановских викингов на Волге: хоронили вместе с добычей, оружием, женой или слугой. После ухода русов, кстати, эти могилы разорили и достали оттуда превосходного качества мечи, которые очень ценились местными. Когда число северян уменьшилось из-за эпидемии настолько, что все из них поняли - дело проиграно, они собрали добычу и пленных, сожгли то, что не могли с собой захватить и выйдя ночью из крепости, направились к Куре, где стояли их корабли. Так и отплыли в свою Русь.
На жителей Бердаа это вторжение произвело неизгладимое впечатление. Ненавидя захватчиков, они иной раз не могли скрыть восхищения их поведением:
"Слышал я от людей, которые были свидетелями этих Русов, удивительные рассказы о храбрости их и о пренебрежительном их отношении к собранным против них мусульманам. Один из этих рассказов был распространен в этой местности, и слышал я от многих, что пять людей Русов собрались в одном из садов Бердаа; среди них был безбородый юноша, чистый лицом, сын одного из их начальников, а с ними несколько женщин-пленниц. Узнав об их присутствии, мусульмане окружили сад. Собралось большое число дейлемитов и других, чтобы сразиться с этими пятью людьми.
Они старались получить хотя бы одного пленного из них, но не было к нему подступа, ибо не сдавался ни один из них. И до тех пор не могли они быть убиты, пока не убили в несколько раз большее число мусульман.Безбородый юноша был последним, оставшимся в живых. Когда он заметил, что будет взят в плен, он влез на дерево, которое было близко от него и наносил сам себе удары кинжалом своим в смертельные места до тех пор, пока не упал мертвым».
Всего русы в Бердаа находились по разным источникам не более года. Об этом событии упоминают много арабских авторов, по большей части повторяя рассказ Ибн Мискавейха или ограничиваясь краткими сообщениями, вроде "И они (Русы) — те самые, которые в течение года владели Бердаа и опустошили его, пока, Аллах не освободил его и не погубил их"
Забавным выглядит рассказ Ибн-Халдуна, который жил много позже, на рубеже 14 и 15 веков:
«Русы — один из тюркских народов, он живет по соседству от Рума и принял также христианскую веру с весьма древних времен. Земля их граничит с областями Азербейджана»
А вот Моисей Каганкатваци, живший в том же 10 веке, сообщает интересную подробность про природу этой самой эпидемии: "Женщины города, прибегнув к коварству, стали отравлять Русов; но те, узнав об этой измене, безжалостно истребили женщин и детей их, и пробыв в городе 6 месяцев, совершенно опустошили его. Остальные, подобно трусам, отправились в страну свою с несметной добычей"
Такие вот варяги-русь.