andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Categories:

Неолитическая Европа и "матриархат"

Набор фигурок культуры Винча из Стублине (Сербия), изображающий отряд воинов во главе с вождем. Отсюда

С легкой руки Марии Гимбутас за доиндоевропейскими культурами Европы  закрепился образ каких-то чуть ли не матриархальных сообществ. И образ очень живучий – до сих пор вам в каких-нибудь пабликах или на форумах могут рассказывать про Старую Европу, которую населяли мирные, не бравшие в руки оружия земледельцы, почитавшие женщин. И которую разрушили воинственные патриархальные индоевропейцы.  Когда я был студентом, то отчасти тоже находился в плену подобных представлений.  Но все это от недостатка знаний. В университете я начал заниматься ранней бронзой, ямниками и катакомбниками, теми самыми индоевропейскими завоевателями,  и образ жестоких воинов-кочевников нехило подтаял.  А уже после учебы, когда стали интересовать неолитические культуры, с удивлением стал обнаруживать, что специалисты то там, то здесь пишут о том, что земледельцы Старой Европы патрилокальны, патрилинейны и патриархальны. На русском об этих культурах написано не так много, тем более в научно-популярной форме. Оно и не очень удивительно в силу географического положения.  Какие-нибудь неолитические  ЛЛК или КША у нас упоминают обычно в контексте узких вопросов и взаимосвязей с культурами Восточной Европы, почти не касаясь социальной структуры. И это не научпоп.


Сложно сказать, искренне ли заблуждалась Мария Гимбутас или сознательно перетягивала одеяло, будучи феминисткой. В любом случае, предвзятость непозволительна для историка или археолога.  Стоит отметить, что и она не подразумевала матриархата как женского правления, употребляя это слово относительно осторожно, что не помешало, однако, ненаучным кругам превратить Старую Европу в матриархальный рай. Тем не менее, Гимбутас описывала неолитические культуры как матрилинейные и матрилокальные. Но эти выводы давным давно уже неактуальны. Современные археологи рисуют совсем другую картину. С развитием естественно-научных методов в археологии появилась возможность подкрепить гипотезы исследователей и фактическим материалом.  Мне периодически попадались подобные работы, поэтому в данном посте я кратенько пробегусь по некоторым из них. 


Но сначала немного теории. Потому, что далеко не все понимают разницу между матриархатом, матрилинейностью и матрилокальностью.  Начнем с того, что все это разные вещи. Матрилинейность – это счет родства по материнской линии и не означает никакого матриархата.  Грубо говоря,  евреи для смешанных браков используют принцип матрилинейности, но не живут при матриархате.  Матрилокальность или патрилокальность отражают  географию брачных связей. Условно говоря, вы  - мужчина и живете в деревне. В соседней деревне живет другой род. Вы берете оттуда невесту, и она переезжает жить в вашу деревню. Это патрилокальность. Если происходит наоборот – муж приходит в деревню жены, то это матрилокальность.  Матриархат как этап истории – это вообще историографический миф. Не буду сейчас подробно затрагивать эту тему, потому что пост о другом. Ну а кому интересно, оставлю пару (на самом деле статей про это огромная масса) ссылок, где можно в популярной форме почитать об этом и пойдем дальше.

5 заблуждений о матриархате

Немного теории о матриархате и почему она несостоятельна

Станислав Дробышевский. Мужчина всегда главный? Матриархата никогда не было? // А поговорить?


Джордж Питер Мердок и школа кросс-культурных исследований

В общем, ожидать какого-то остаточного матриархата в неолите глупо.  А что там с матрилинейностью и матрилокальностью? То, что древние фермеры были земледельцами, само по себе еще не обязывает их быть матрилинейными. В общем-то доля таких обществ, этнографически зафиксированных в сводке Мердока, невелика.

Отсюда

Ну, а теперь к конкретным данным.

В исследовании 2012 года под названием «Community differentiation and kinship among Europes first farmers» 300 скелетов неолитических европейских фермеров были подвергнуты изотопному анализу.  Все они принадлежали представителям культуры линейно-ленточной керамики (ЛЛК), одной из двух самых ранних культур, принесших земледелие в Центральную и Западную Европу. При этом география исследования очень широкая -  64 индивида из Чехии (5400–5250 cal B.C.),  167 из двух поселений на территории Германии (5300–5000 cal B.C.),  62 из Словакии (5100–5000 cal B.C.), 34 из Австрии (5300–4900 cal B.C.) и 52 из Франции (5200–5000).

Данные анализа показали, что изменчивость  изотопа стронция у женщин больше, чем у мужчин. Это говорит о том, что фермеры проживали свои жизни на одном месте, в то время как их жены часто происходили из другой местности. Именно то, что предполагает патрилокальность.   Кроме того, выяснилось еще кое-что интересное. В исследовании учитывался и археологический бэкграунд.  В частности, обратили внимание на распределение стронция у мужчин из погребений с шлифованными каменными теслами и без них. Они использовались и как рабочий инструмент, и как оружие.

                                                                                 

Поэтому погребения с таким инвентарем рассматривались как высокостатусные. Анализ показал, что мужчины с теслами были менее мобильны. Авторы считают, что их статус мог означать наследственное право на землепользование, тогда как менее статусные мужчины были вынуждены переселяться чаще.  Авторы полагают, что полученные данные свидетельствуют о патрилокальности и патрилинейности обществ ЛЛК.
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3386065/


Эти сведения дополняют и генетические данные. В 2015 году вышла статья под названием «Tracing the genetic origin of Europe's first farmers reveals insights into their social organization»,  в которой 93 генома мезолита и неолита позволили выявить всю ту же картину у неолитических фермеров  – резкий контраст мужского и женского разнообразия.  Земледельцы в этом исследовании представлены все той же ЛЛК и культурой Старчево.

Авторы так и указывают: «…наши результаты также показывают контрастные модели мужского и женского генетического разнообразия в европейском неолите, что указывает на систему патрилинейного происхождения и патрилокальных правил проживания среди ранних фермеров».
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4389623/

На западе Европы неолитические культуры создали яркий феномен мегалитов. И опять же,  все было завязано на родстве по мужской линии. Это один из выводов прошлогодней (2019) статьи под названием «Megalithic tombs in western and northern Neolithic Europe were linked to a kindred society», охватившей Британские острова и Атлантическое побережье от Иберии до Швеции.

https://www.pnas.org/content/116/19/9469

С тех пор вышло уже немало генетических исследований. И картина все та же. О нескольких подобных работах  и я упоминал. Например:

Об Ирландии
«…их элита, в которой отец наследовал сыну, появилась в результате морской колонизации. Все эти атлантические общества были патрилокальными и патрилинейными…»

https://andvari5.livejournal.com/63031.html

О Франции
«…генетические данные позволили подтвердить патрилинейность неолитических сообществ Франции...»

https://andvari5.livejournal.com/60896.html



Совокупность исследований  древних геномов привела ученых к выводу, что разнообразие мужских линий 5-7 тысяч лет назад резко снизилось, а женских осталось неизменным. Лишь один из семнадцати мужчин давал потомство. Наиболее вероятная причина – формирование патрилинейных кланов, и межклановые войны.  Возможно, что и многоженство внесло свою лепту. На рисунке отчетливо видно существенное понижение разнообразия прямых мужских линий в неолите.


На русском об этом можно почитать здесь. Там же и ссылки на оригинальные исследования
Клановые войны сильно проредили ряды неолитических мужчин
https://nplus1.ru/news/2018/05/30/Neolitic-bottleneck


В общем, накоплена масса данных различных дисциплин (археологии,  химии, генетики, антропологии и даже, как кое-где пишут, лингвистики), которые в один голос рисуют нам совсем другую Старую Европу, мало общего имеющую с гимбутасовской.  А уж воскрешение теории матриархата – это тем более ни в какие ворота.  Другое дело, что ранние неолитические сообщества, не будучи, естественно, матриархальными, со временем становились все более иерархически сложными и роль мужчин усиливалась. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Tags: археология, генетика, доистория, неолит, неолитизаторы, первобытные войны, работы и материалы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Cвод татуированных тел - 2

    В дополнение к этому посту. Есть, оказывается, онлайн-база татуированных мумий. Это отдельный проект, который, как уверяют его создатели, будет…

  • Древнейшая карта в Европе

    Карты - привычная часть нашей жизни. Я постоянно смотрю по картам в интернете адреса или пробки. Я с трудом могу представить человека, который…

  • Погребальный обряд трипольской культуры

    Есть некоторые темы, до которых руки почему-то годами не доходят. У Авиловой есть диссертация о погребальном обряде земледельческих культур…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments