andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Category:

Й. Кляйне Могилы Культуры Шнуровой Керамики в Польше и Балтийском регионе

Материалы RMA Seminar Personhood and Personal Identity, 2008

Введение.

Данная статья представляет собой обзор погребальной практики Культуры Шнуровой Керамики в Польше, Эстонии, Латвии и Литве.
Основная цель статьи — проследить существование определенного набора в погребальном инвентаре рассматриваемого периода. В последнее время подобная работа была проделана в отношении Культуры Колоколовидных Кубков (Fokkens 2005, Lanting,Van Dervaalsa ,1974). Это дает основание считать, что такое исследование необходимо и по отношению к Культуре Шнуровой Керамики.

Географический аспект.

В географическом плане здесь будет обсуждаться Балтийский регион, а в современной Польше- области Малой Польши и Куявии ( см. рис.1)


Рис.1

Проблемы изучения.

При изучении всех этих областей прежде всего мы сталкиваемся с такой прооблемой:
Исходные данные для таких исследований происходят из могил.Но дело в том, что не все эти могилы раскопаны должным образом. Поэтому здесь могут возникать искусственные различия. Для примера: многие могилы были обнаружены случайно и исследованы в ходе спасательных раскопок, соответственно достоянием науки могли стать только крупные артефакты. В тоже время, когда раскопки производятся по всем правилам, как например в Верхних Жерниках ( Малая Польша) извлекается намного больше мелких предметов как-то бусы, кремневые отщепы и т. п.
Второй частой проблемой является недостаточная степень публикации результатов раскопок: в ряде случаев отсутствует описание, анализ, ссылки и т. д. ( как например Kriiska, 2000).
Следующей проблемой, с которой я столкнулся это датировка захоронений. Ведь многие могилы пока не датированы по С14. Есть и такие могилы, инвентарь которых состоит только из отдельных каменных или костяных орудий, соответственно очень сложно ( чтобы не сказать невозможно) интерпретировать их как погребения Культуры Шнуровой Керамики или иных культур.Все это особенно актуально для Балтийского региона. Здесь можно привести и печально известный пример с Звейниеки, где обнаружено в общей сложности более 300-т погребений от мезолита до бронзового века, но ни одно из них не подвергнуто радиокарбонному анализу. И только благодаря керамическим изделиям из двух могил в Звейниеках, можно говорить об их принадлежности к Культуре Шнуровой Керамики.

Польша.

Для этой работы я попытался сделать единую удобную базу данных по результатам всех исследований. Но различия в самих публикациях таких результатов, практически делает невозможным использования этого для Польши в целом. Поэтому ( в зависимости от наличия данных) территория Польши разделена на Северную ( Куявия и Жуцево) и Южную (Малая Польша). В областях между этими регионами известно не так много находок Культуры Шнуровой Керамики, а тем более погребений этого периода. Следовательно эти области не будут обсуждаться в моей статье.
Регион Жуцево рассматривается в контексте Балтийского региона, поэтому не включен в обсуждение польских материалов.
Акцент будет сделан на польских областях Куявия и Малая Польша.

Период до возникновения Культуры Шнуровой Керамики.

В Куявии, куявские группы Культуры Воронковидных Кубков (КВК) и Культуры Шаровых Амфор (КША) предшествовали Культуре Шнуровой Керамики. Хронология двух первых культур только с начала 1990-х годов была подтверждена при помощи С14 (Kosko, 1991). Кошко представляет модель синхронного развития и сосуществования двух этих культур
(Kosko, 1991,99). Его выводы основаны на широком спектре данных, начиная от «...(А) радиоуглеродных дат, (В) стратиграфических наблюдений, (С,D) случаев сосуществования особенностей данных культур, а также характерных артефактов в закрытых комплексах, (Е)
экзогенные функции оцениваются им как надкультурно-синхронные» (Kosko, 1991, 88).
Период сосуществования КВК и КША разделен на шесть этапов со все большим усилением ассимиляции и интеграции материальной кульуры (Kosko, 1991). Однако, что означают все эти изменения не волне ясно.
Я полагаю, что общая переоценка понимания всех этих культурных комплексов, внесет ясность в этот период палеоистории.
Появление Культуры Шнуровой Керамики в Куявии в основном рассматривается как продолжение линии развития Культуры Воронковидных Кубков и Культуры Шаровидных Амфор (Koskо 1997). Кошко датирует первые проявления Культуры Шнуровой Керамики в Куявии примено 2600 ВС. В противоположность ему, Фюрхольт, имея гораздо большие возможности для изучения ( калибровки абсолютных дат — прим. мое), видит ее начало в диапазоне 3090-2920 ВС ( 4395+-70 ВР — Круча Замкова, могила 3) (Furholt 2003).
Я склонен больше доверять датировке, предложенной Фюрхольтом (Furholt 2003), по той причине, что, с одной стороны, его исследование является самым последним из имеющихся и содержат наиболее современные методы калибровки радиоуглеродных дат, с другой стороны, и в некоторых иных регионах начало Культуры Шнуровой Керамики относится к 3000 ВС ( об этом ниже).

В Малой Польше Культуре Шнуровой Керамики предшествовала Культура Воронковидных Кубков. Исследованиями Махника( Machnik 1966) отмечено влияние Культуры Воронковидных Кубков и Культуры Шаровидных Амфор на гончарные формы ранней фазы Культуры Шнуровой Керамики. Это, по мнению Махника ( Machnik 1970), нагляднее всего проявляется в т. н. группе Злота, представляющей переход от Культуры Воронковидных Кубков к Культуре Шнуровой Керамике в Малой Польше (Furholt, 2003). Присутствие на сосудах узора в виде елочки и т. н. «амфор тюрингского типа» - признаки культурной преемственности (по крайней мере в керамических традициях) между КВК, КША и КШК.
До недавнего времени, появление КШК в Малой Польше датировалось только при помощи т. н. относительной хронологии ( Machnik, 1970). Абсолютные даты, при помощи радиокарбона, в основном появились в 1990-х годах. В своей публикации Фюрхольт приводит результаты самой последней калибровки по Малой Польше и видит возникновение здесь КШК около 3000 ВС (Furholt, 2003). Наиболее ранние даты по С14 происходит из могилы 3 в Зелене (Ki-7949: 4310 + -70 ВР) и кургана 1 в Верхняя ( Ki-6301: 4305 + - 45 ВР).

Культура Шнуровой Керамики.

Культуры Шнуровой Керамики некоторыми исследователями до сих пор навязчиво рассматриваются в старотдрадиционной форме как «...крупномасштабное движение этнических групп из степных районов южной Украины в Центральную и Восточную Европу» (Milisauskas, Кruк, 1989, 435; Kistiansson ,1989). По их мнению,отсутствует практика сравнительных данных между погребениями и керамическими формами и стилями КШК и Ямной культуры Украинских и Русских степей (Milisauskas,Кruк, 1989). Однако, как видно по публикациям, отсутствие поселений КШК в ряде регионов, можно рассматривать с разных точек зрения.
Более того для примера, как упоминалось выше, Культура Шнуровой Керамики в Куявии возникает около 3000 ВС и в настоящее время рассматривается как непрерывное развитие КВК и КША.
Эта непрерывность подтверждается наличием элементов указанных культур в Культуре Шнуровой Керамики, например такими как шаровые амфоры. Их распространение до 2500 ВС может рассматриваться как сложение носителей КШК из носителей КВК и КША.
На дату окончания КВК (Оптовице I) приходятся и даты начала КШК , происходящие в основном из захоронений.Контекст находок в Куявии показывает очевидную непрерывность линии развития культуры КВК. То, что материальная культура из поселений этого периода в значительной степени отличается от материальной культуры погребений, может быть объяснено тем, что именно в погребениях КШК мы видим дальнейшее развитие нового погребального обряда по принципу одной могилы. По моему мнению, преемственность наблюдается как на материалах поселений, так и на материалах, происходящих из могил. Кроме того, нам известно очень мало поселений Культуры Шнуровой Керамики, основные сведения о ней мы черпаем из погребений.
В Малой Польше КШК также возникает около 3000 ВС.
Так называемая группа Злота представляет собой первое проявление Культуры Шнуровой Керамики еще с элементами Культуры Воронковидных Кубков и Культуры Шаровидных Амфор, что, в основном, проявляется в гончарных формах и орнаментальных мотивах.
Помимо этого, в Малой Польше, некоторые поселения КВК синхронны погребениям КШК.
Это явление я бы объяснил точно так, как и аналогичные случаи в Куявии.
Тот факт, что известны поселения переходного периода, в которых присутствуют и материалы Культуры Шнуровой Керамики, делает гипотезу миграции (Gimbutas,1980; Kristiansson ,1989) несостоятельной.

Погребения Культуры Шнуровой Керамики — могилы и инвентарь.

В Куявии все погребения КШК представлены плоскими могилами ( т. е. бескурганные погребения — прим. мое), либо могилами с нишами, т. н.Nichegraves. Это, как правило, две округлых ямы (ячейки) разной глубины, в которых нижняя использовалась для погребения и сопровождающего инвентаря ( см.рис.2) .Все 12 могил, пригодные для радиоуглеродного датирования, содержат либо мужские захоронения, либо пол умершего определить невозможно, однако здесь нет ни одной несомненно «женской могилы».

Рис.2

Ниже на рис.3 представлена хронология развития КШК в Куявии пр Фюрхольту (Furholt 2003)

Рис.3

В начальный период, около 3000 ВС в погребениях присутствуют сосуды типа "Кnochenplatten", наконечники стрел, кремневые лезвия.
С 2800 ВС появляются елочные элементы орнамента, а также сосуды «тюльпановидной» формы.
С 2600 ВС в погребениях появляются каменные боевые топоры.
С 2500 ВС начинают втречаться сосуды амфорного типа, а орнаментация становится более сложной.
Ориентация всех могил, в основном, по оси С-Ю, т. е. данный признак не является хронологическим.

В Малой Польше плоские могилы, либо могилы с нишами, в основном связаны с большими кладбищами ( могильниками- прим. мое).
Могильник Верхние Жерники состоял из 142 погребений и располагался вблизи группы поздних мегалитических сооружений. Помимо этого здесь же обнаружен курган Тшинецкой культуры.
Ориентация захоронений в Малой Польше была случайной.
Фюрхольтом (Furholt 2003) проанализированы радиоуглеродные даты из 45 погребений.
Начало КШК в Малой Польше он относит ко времени примерно 3000 ВС. Здесь в этот период известны как кубки, так и сосуды амфорного типа.
Среди археологических материалов данного периода, Махник (Machnik 1970) выделяет особую т. н. группу Злота.
Временем около 2600 ВС Фюрхольт (Furholt 2003) датирует появление здесь «тюльпановидных сосудов», которые, в последствии становятся основной керамической формой в погребениях КШК.
В течении всего периода происходят многочисленные изменения в формах могильных ям и оформлении погребений. Я не буду вдаваться в эти подробности, поскольку это не имеет прямого отношения к вопросу: есть ли существенные различия в наборе погребального инвентаря Малой Польши?
Предметы материальной культуры, наравне с керамикой, находящиеся в могиле не меняются в течении всего периода. Костяные предметы, каменные топоры, кремневые тесла, бусы, кремневые лезвия, бусы,наконечники стрел, сосуды типа "Кnochenplatten" и первые изделия из меди появляются вместе с возникновением Культуры Шнуровой Керамики около 3000 ВС.
Если и есть какие-то различия в первых появлениях всех подобных артефактов, то они до сих пор остаются не выявленными.Наличие в большинстве могил сосудов, каменных топоров, частично полированных кремневых топоров, кремневых наконечников стрел, точильных камней, костяных орудий и бус, позволяет мне сделать вывод, что существует определенный набор погребального инвентаря для данного региона в этот период времени.

Балтийский регион.

Период до появления Культуры Шнуровой Керамики в Балтийском регионе характеризуется существованием неолитической Нарвской культуры, которая, как я полагаю, несколько похожа на Swifterbant Culture в Нидерландах.
Появление Культуры Шнуровой Керамики в Балтийском регионе объясняется как результат миграционных процессов (Lang 1992). Думаю, что подобная интерпретация во многом основана на влиянии работ Кристианссона ( Kristiansson, 1989а, 1989в).
Например Лозе ( Loze 1997) предполагает возникновение КШК в Латвии в процессе инфильтрации «очень небольших групп людей» (Loze, 1997,143).
Концепция Жуцевской культуры или Häffküstenkultur основана на дальнейшем развитии местной Нарвской культуры и смешения ее с носителями Культуры Шнуровой Керамики.

Погребения Культуры Шнуровой Керамики Балтийского региона.

В Эстонии известно более 33-х могил КШК. Однако, в настоящем исследовании, представляется возможным рассмотреть только одно погребение — могилу из Арду (Indreko, 1939).Погребенный находился в скорченном положении, в сопровождении боевого топора, кремневого рабочего топора, костяных предметов,кремневых лезвий и нескольких фрагментов керамики.
В Латвии мы сталкиваемся с такими же проблемами: количество известных погребений более 234-х. Но здесь также отсутствие публикаций и неопределенность датирования играют отрицательную роль.Радиокарбонные даты полностью отсутствуют. Мне удалось найти публикации только о трех погребениях, которые могут быть интерпретированы по керамическим аналогиям. Это две могилы КШК в большом, но в основном не датированном, могильнике Звейниеки (Furholt, 2003; Zagorskis, 2004). Могила 137 полностью разрушена, ориентировка могилы непонятна, костяк находился в скорченном состоянии, череп отсутствовал. В могиле находился сосуд амфорного типа, кости совы и долото.
Могила 186 ориентирована на запад. Скелет ребенка находился в скорченном положении, голова отсутствовала ( см.рис.4).

Рис.4

Погребальный инвентарь состоял из двух роговых пластинок в районе бедренных костей.
Известна могила на Саркани ( Loze,1997), но проследить ее ориентацию, равно как положение и пол умершего невозможно. Среди инвентаря костяные накладки, каменный боевой топор и фрагменты сосуда амфорного типа.
В Литве присутствуют погребения, которые также могут быть рассмотрены. Из общего числа 55 -ти захоронений, там достурна информация о 13-ти могилах. Но данной информации явно недостаточно для серьезного анализа и сравнения погребального инвентаря.
Сравнивая погребальный инвентарь из могилы в Арду с инвентарем погребений в Польше, можно видеть некоторое сходство. Каменный боевой топор, наличие кремневого топора, кремневые лезвия и скорченное положение костяка — все это находит аналогии в погребениях Малой Польши.
В заключении можно сказать, что для Куявии и Малой Польши мы находим свидетельства существования определенного набора погребального инвентаря. Как структурировать данный набор инвентаря и какие выводы можно сделать на основании этого должно стать предметом будущих исследований.
Сказать о Балтийском регионе тоже самое, пока не представляется возможным.Пока есть только намеки на такое же явление, как и в Польше.

Автор - пользователь Профессор Перзеев
взято отсюда
http://www.balto-slavica.com/forum/index.php?showtopic=12584&st=20
Tags: археология, бронзовый век, доистория, культура шнуровой керамики, неолит
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Cвод татуированных тел - 2

    В дополнение к этому посту. Есть, оказывается, онлайн-база татуированных мумий. Это отдельный проект, который, как уверяют его создатели, будет…

  • Древнейшая карта в Европе

    Карты - привычная часть нашей жизни. Я постоянно смотрю по картам в интернете адреса или пробки. Я с трудом могу представить человека, который…

  • Погребальный обряд трипольской культуры

    Есть некоторые темы, до которых руки почему-то годами не доходят. У Авиловой есть диссертация о погребальном обряде земледельческих культур…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments