andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Category:

Локальное

Наткнулся на одну книжку, где рассмотрена народная топонимика, т.е. народные толкования названий населенных мест. К примеру
"117–119. Село Хреновое Бобровского района Проезжал как-то Петр Первый по Воронежской области, когда искал место для постройки кораблей. Дело было осенью и было много грязи. Возле одного села карета Петра Первого застряла в непролазной грязи. Позвали из этой деревни мужиков – карету вытащить. Собрались мужики, долго кряхтели, но ничего у них не вышло. Тут из кареты выходит сам Пётр Первый и говорит: «Хреновые у вас мужики». И сам один вытащил карету. После этого село стало называться Хреновым."
Хотя село основано в 1758, когда Петра уже никакого не было.Есть такая история и  про Екатерину:
"122. Село Хреновое Бобровского района Однажды Екатерина II проезжала мимо, а дороги у нас плохие. Она сказала: «Хреновая дорога». Так и пошло. Стали называть село наше Хреновым."
Или
"112. Село Коротояк Острогожского района Петр Первый, когда строил суда в Воронеже, ездил по области. Рассказывают, что, будучи на территории современного села, он, глянув вниз, сказал, подлаживаясь под украинцев: «Ух, круто як!» Вот и получился Коротояк."
Вот тоже занятное
"34–35. Село Верхний Мамон Название Мамон посёлок получил потому, что очень-очень давно в этих местах водились громадные зверины (мамонты). А Верхний и Нижний прозвали из-за течения реки. * * * Говорят раньше там, где сейчас Мамон стоит, было большое море. И было тута много мамонтов. Потом даже в Дону кости находили. Потом их покладали, в музей отправили. Потому и называется Мамон – место, где мамонты жили"
"85–88. Село Рождественская Хава Новоусманского района У одного хана была дочь, которую звали Хана. Она влюбилась в графа, жившего в этом же селе. Но отец Ханы и граф враждовали меж собой. И граф с Ханой решили бежать. Но отец Ханы узнал и послал за ними погоню. И чтобы не попасть к отцу в руки, они решили спрыгнуть с моста в реку и утонули. После этого отец Ханы сбросил туда всё её приданое, чтобы им на дне реки жилось хорошо. И с тех пор это место пользуется дурной славой. Говорят, что там водятся черти, они, по преданию, охраняют золото. И дают лишь тому, кто в двенадцать часов ночи, в определённый день придёт на это место и попросит золота, но этим он продаст свою душу чертям и не умрёт своей смертью. И однажды бедная семья Митрохиных, жившая в селе Ветнёвка, стала неожиданно богатой. И ходили слухи, что отец по- 28 шёл к «богатому месту» и попросил золота. Но черти поставили условие, что он должен взять золота на всю семью столько, сколько сможет унести и идти домой, не оглядываясь, если же оглянётся, то умрёт. И когда он шёл домой, то черти хлопали в ладоши, играли на гармошке, кричали за его спиной, так как хотели, чтобы мужчина обернулся, но он шёл, не оглядываясь. Когда он ступил на крыльцо своего дома, шум прекратился. Но с этого времени вся его семья один за другим, сначала отец, потом жена, сын, затем дочь, стали вешаться. И с тех пор никто не ходит на то «богатое место», и оно пользуется дурной славой."
"58. Река Богучарка Однажды князь с дружиной проезжал мимо реки. Они остановились отдохнуть и решили потрапезничать. Князь спустился к реке, вылил рюмку вина, кажет: «Це Богу чарка!» С тех пор и называется эта река Богучарка. Недалеко от деревни протекают две реки "
В общем, эти народные толкования по основным сюжетам - названия, связанные с природой, разбойниками, татарами, ханской дочерью, историческими деятелями, церковными делами.

Много слышал о том, что сельские жители курганы бронзового века связывали тоже с какими-то дочерями каких-то татарских ханов или кладами разбойников. Другие даже со скотомогильниками. А этим летом один знакомый рассказывал про село своих предков с названием Потудань, мол, по эту сторону реки не платили дани монголам, а по ту- платили. Это, конечно, не имеет отношения к реальности, ведь Потудань вообще иранизм, который возник задолго до появления славян и тем более монголов в этих местах.

Ознакомиться с книгой можно здесь

Топонимические предания Воронежской области

http://folk.phil.vsu.ru/publ/sborniki/toponim_pred2001.pdf

Другая интересная книга Прохоров В.А. Вся Воронежская земля. - Воронеж, 1973.Краткий историко-топонимический словарь. Воронеж: Центрально-черноземное книжное изд-во, 1973. 367 с. В книге приводятся названия топонимов Воронежской области с указанием их местоположения и истории названия. Словарь предназначен лингвистам, историкам, краеведам, а также студентам и школьникам старших классов.

Просто, чтобы было. Выпишу статьи по двум селам, откуда происходят мои предки:

с. Рогачевка (Никольское) Новоусманского района Воронежской области (Воронежского уезда Воронежской губернии).

Указание о времени его возникновения есть в работе Г. Германова, посвящённой воронежским крестьянам-однодворцам (издана в 1857 году): «Около 1830 года однодворцы из Усмани стали выселяться вёрст за 15 от села, на реку Тамлык, впадающую в Усмань с левой стороны, и образовали здесь село Рогачевку-Никольское; церковь... построена здесь в 1846 году; жителей однодворцев в 1849 году было 203 двора, мужчин 812, женщин 840 душ». Однако это указание нужно понимать так: в 1830 году из Усмани (так Германов называл нынешнее село Новую Усмань) переселилась основная часть населения Рогачёвки. Но место это люди начали обживать ещё в 1770-е годы, что видно из сохранившихся от тех времен подробных географических карт. На генеральной карте Воронежского наместничества 1780 года на месте Рогачёвки отмечено 2 хутора в один дом каждый.

с. Сухая Березовка Бобровского района Воронежской области (Бобровского уезда Воронежской губернии).

Текла вблизи Боброва небольшая речка. Когда люди приходили к ней, они видели здесь березняк. Потому речку прозвали Берёзовкой. Земля в её верховье находилась в непосредственной близости к городу Боброву, но в надел она бобровцам не досталась и считалась казённой до самого конца XVIII века. Затем в 1770-е годы её владельцем стал граф А.Г. Орлов-Чесменский. Он завёл большой конезавод в селе Хреновом, а на огромных земельных угодьях в нескольких местах поселил крепостных крестьян. Так в 1780-е годы появился небольшой посёлок на степной речке, от которой он стал называться Берёзовским, а позднее - Сухой Берёзовкой. Самые первые поселенцы здесь были из села Хренового. Сухая Берёзовка обозначена на картах 1797 года. По данным 1816 года, здесь насчитывалось полторы сотни дворов. С 1834 года Сухая Берёзовка считается селом. В 1845 году владевшая Хреновским конезаводом А.А. Орлова-Чесменская продала конезавод вместе с принадлежавшими к нему сёлами в государственное коннозаводство, в ведение которого поступила и Сухая Берёзовка. Таким образом, село вышло из крепостной зависимости на 16 лет раньше официальной отмены крепостного права.

Книгу можно скачать здесь:

https://yadi.sk/i/sn1T1Qmph7bC7w

Tags: Воронеж, история, лингвистика, этнография
Subscribe

  • Несвобода в истории

    В феврале глядел отличнейший выпуск программы Proshloe про несвободу в истории. " Когда возникла зависимость одних от других и люди впервые…

  • По "городам" и весям Европы позднего каменного века

    Наверное, в широких массах нет внятного представления о том, как жили люди каменного века. Мне кажется, что тут могут быть даже две крайности.…

  • Искусство первобытного звука

    Все мы любим звуки музыки и наивно было бы думать, что в древние времена люди мыслили иначе. Другое дело, что до нас такая музыка не дошла. Однако…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments