andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Categories:

Пирсинг у скотоводов бронзового века?

В вопросах реконструкции внешности древних людей сейчас генетика перехватила пальму первенства у антропологии. Раньше мы могли составить свое мнение о том, как выглядели наши предки опираясь исключительно на реконструкции антропологов.  На нас обычно глядели одноцветные бюсты с теми или иными атрибутами эпохи. С развитием генетики мы их смогли «раскрасить».  В то же время, первобытная мода кажется будто бы менее разработанной проблемой. Точнее, часто отходит на второй план. Показывают нам, понимаешь, пасторальные такие картинки из жизни древних европейцев – ну хоть на иконы. И житель неолита и средневековый славянин обычно имеют одну и ту же прическу и одну и ту же налобную повязку. А ведь там чего только не было. И татуировки, и шрамирования, и деформации черепа.

В недавнем сборнике «Вещь в контексте погребального обряда» прочел статью «Персинг у скотоводов бронзового века» (С. 111).  Казалось бы,  интересная и неразработанная тема поднимается. Однако, написано довольно сумбурно.  Вроде бы про людей – сначала речь о распространении проколов носа в относительно современном населении Земли.  Потом вдруг про проколы носа у быков, которых выращивало население майкопской культуры на Северном Кавказе.  Снова  про людей – новотитаровская культура известна, к примеру, находками небольших колечек, которые при этом находятся у виска или затылка. Казалось бы, либо украшение волос, либо головного убора.  Стилистически, как пишет автор, они довольно похожи на кольца, которые вдевали в носы быков.  При этом: «По-видимому, человек «перевоплощается» в тягловых животных – быков или волов. Вероятно, пастух уподоблял себя этим животным. И подобно им он носил носовое кольцо, которое у тягловых животных вдевали в прокол в носовой перегородке. А у людей носовое кольцо становится меньших размеров, не превышает в диаметре 2 см. Его тоже носили на лице, используя прокол, который делали, по-видимому, в носовой перегородке».
А на чем это утверждение основывается – непонятно. Тогда ведь следует ожидать расположения таких колец на лице, но не у виска или на затылке. Таких примеров автор не приводит.  В общем, осталось больше вопросов, чем ответов.

С другой стороны, различные серьги у скотоводов эпохи бронзы – дело привычное. А иногда даже довольно сложные украшения ушей.

Tags: бронзовый век, доистория, ритуалы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О происхождении колесного транспорта

    Археолог А.Д. Резепкин о происхождении колесного транспорта (повозок). Лекция интересна тем, что перечисляются основные ранние свидетельства…

  • Cвод татуированных тел - 2

    В дополнение к этому посту. Есть, оказывается, онлайн-база татуированных мумий. Это отдельный проект, который, как уверяют его создатели, будет…

  • Древнейшая карта в Европе

    Карты - привычная часть нашей жизни. Я постоянно смотрю по картам в интернете адреса или пробки. Я с трудом могу представить человека, который…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments