andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Category:

Об эллинской и римской идентичностях

Наверное  современному человеку довольно трудно понять, что национальностей в нынешнем значении в древности не было. Вместо них был спектр различных идентичностей и не всегда в конструировании таких идентичностей играло роль происхождение.  Я как-то касался этого вопроса на примере германцев эпохи темных веков.

Становится понятно, что племенная идентичность часто распространялась на подвластные народы. Под именем гуннов, готов и т.д. могли объединяться люди разного происхождения.  А что было в античности?  Я как-то откладывал себе несколько ссылок с полезными статьями на эту тему. Пусть теперь будет здесь. Итак, что там с греками и римлянами?

Древние греки довольно рано выработали концепцию единого происхождения и единой общности, что было следствием

полисной структуры и других значимых факторов. Важную роль в этом играло отчуждение двух типов – отчуждение от чужеземных рабов внутри городов и отчуждение от  чужеземцев вообще, населявших периферийные земли, которые и служили резервуарами этих самых рабов.  Заимствование у финикийцев алфавита и его переработка ускорили и усилили консолидацию, духовную близость греков, и стали еще одним кирпичиком формирования общей идентичности. Например, произведения Гомера были достоянием всех греков, хотя созданы были малоазийскими эллинами. Немаловажным было и наличие общегреческих религиозных центров и мероприятий (Дельфы, олимпийские и другие игры). Все это усиливало противопоставление свой-чужой и кульминации достигло во время греко-персидских войн, когда почти все известные эллинам народы  так или иначе были связаны с Ахеменидской державой и выступали как консолидированный враг.

Это не означало, впрочем, что древние греки вовсе чурались иноземцев, нет. Вся их история говорит об открытости к контактам – в том числе и брачным. Эллада не стала чем-то подобным Японии.  Сложная система взаимоотношений с варварами сложилась в колониях и подразумевала, в основном, мирное сосуществование.  Вместе с негативным образом варвара, существует и позитивный. К тому же, Исидор пишет в 380 г. до н.э.:
«Наш город настолько опередил других людей в искусстве мыслить и выражать свои мысли, что его ученики стали учителями других, а самое имя эллина (to ton Helle-non onoma) становится уже обозначением не происхождения (tu genus), но культуры (tes dianoias). Эллинами чаще называют получивших одинаковое с нами образование, чем людей одного и того же происхождения»

Но не приходится сомневаться, что «стать греком» было очень трудно и вчерашнему варвару, ныне говорящему по эллински, воспитанному как грек и всячески демонстрирующему свою  греческую идентичность, еще долго бы вспоминали его варварство.
Не приходится сомневаться, что важной вехой в становлении общеэллинской идентичности стали законы Солона, согласно которым эллина нельзя было сделать рабом за долги. Отныне грек – это всегда свободный, а рабство –удел варваров. Стоит сказать, что полисная идентичность у греков была важнее этнической. Быть спартанцем было важнее, чем быть греком вообще.  Грубо говоря, греки они и в Африке греки, а афиняне только в Аттике.
Вероятно, жесткая концепция эллинской идентичности переживала кризис в эпоху эллинизма. Позиционировать себя греком в то время может, например, Александр, который, как известно, был Македонский. Или мы видим, что жителей Фив продали в рабство здесь же, в Элладе.  Другие идентичности выходят на первый план – сословная или опять же, локальная, полисная.



У римлян римская идентичность строилась вокруг концепции гражданства. История Рима изобилует примерами борьбы за признание прав и получения статуса гражданства. За это боролись сначала плебеи, затем италийцы, потом варвары.  Наделение гражданством было важным политическим шагом или наградой за службу отечеству. Просто родиться в Риме было недостаточно. Но вместе с тем, это было проще, чем стать греком.
Дио­ни­сий Гали­кар­насский пишет: «Срав­ни­вая с эти­ми обы­чаи элли­нов, я не пони­маю, как мож­но вос­хва­лять устои, при­су­щие лакеде­мо­ня­нам, фиван­цам и весь­ма гор­дя­щим­ся муд­ро­стью афи­ня­нам, кото­рые, рев­ни­во охра­няя свое бла­го­род­ство, за ред­ким исклю­че­ни­ем не дава­ли нико­му сво­е­го гражданства….»»

Запись в римское гражданство осуществлялась высшим магистратом, а не на локальном уровне, как у греков. Иден­тич­ность гре­че­ских граж­дан — это осо­зна­ние себя как чле­нов кол­лек­ти­ва, в первую оче­редь, во внут­ри­по­ли­ти­че­ской дея­тель­но­сти. Для рим­лян — во внеш­не­по­ли­ти­че­ской. Отсюда пре­ва­ли­ру­ю­щее зна­че­ние воин­ских мораль­ных качеств. Инте­рес­но, что для рим­лян даже такой воин­ский подвиг, как спа­се­ние отчиз­ны в кри­ти­че­ский для нее момент, — нор­ма, кото­рая не тре­бу­ет осо­бых вос­хва­ле­ний, а для гре­ков — осно­ва­ние для исклю­чи­тель­ной сла­вы.
Приемов демонстрации римской идентичности было множество, но самым главным из них оставалось поддержание обычаев и традиций предков.
В эпоху Империи открытость римского коллектива вылилась в представления о Риме, как  общей родине всех цивилизованных граждан империи, особой цивилизаторской роли римлян и едином культурном пространстве. Все это налагалось на широкий спектр местных традиций и обществ, которые зачастую не теряя собственной идентичности, римскую считали более главной. Доступ в правящий слой империи не определялся ни по расовому, ни по языковому, ни по этническому, религиозному или культурному признаку, но по богатству и влиятельности на местах.
В общем-то вся римская история пестрит упоминаниями о довольно легком включении в коллектив иноземцев. Начиная от похищения сабинянок, заканчивая божествами римского культа, такими как Исида, Кибела, Митра и так далее.  Об этом же говорит генетика древних римлян.


Заканчивается все довольно печально. Изначально престижная, римская идентичность утратила свое значение и быть варваром стало "моднее", значительнее и выгодней.
«С одной стороны, как образно пишет В. Р. Джоунс, «Romanitas отступала по мере того, как, словно острова в море, нарождались варварские культуры».А кроме того, значительно снижается ее престиж. Как писал живший в V веке монах Сальвиан, «римского гражданства, некогда… очень уважаемого, ныне избегают и боятся, ибо оно не только не ценится, но вызывает страх… По этой причине дажете, кто не бежит к варварам, все равно вынуждены превращаться в варваров» В этой связи более престижной становится германская идентичность. Так, гало-римляне или смешанные семьи порой дают своим детям германские имена.»



Ну и под конец, в качестве бонуса – в конце ссылка на статью в N+1 о концепции финикийской идентичности, где речь идет о том, что мы имеем дело по сути с устоявшимся с античности обозначением для жителей определенной области, которые сами себя так не называли, да и вряд ли осознавали свою общность.


Про греков
https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-natsionalnoy-identichnosti-v-antichnom-mire-kontseptsiya-ellinstva-v-grecheskoy-literature-klassicheskoy-epohi

https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-kontseptsii-ellinstva-i-utverzhdenie-ellinskoy-identichnosti-v-epohu-arhaiki-i-klassiki

Про римлян
http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1301155691

https://www.academia.edu/11541799/Римский_патриотизм_и_культурная_идентичность_в_эпоху_Империи_Roman_patriotism_and_cultural_identity_under_the_Empire

http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2015_7-1_49.pdf


про финикийцев
https://nplus1.ru/material/2018/01/15/in-search-of-the-phoenicians

Tags: античность, история, рим, цивилизационное, этнография
Subscribe

  • Убийцы Боголюбского

    Сохраню, пожалуй. «Убийцы великого князя Андрея»: Надпись об убийстве Андрея Боголюбского из Переславля Залесского* Алексей…

  • Остерегайтесь усатых!

    Мода, как известно, вещь изменчивая. Возможно, появись бы мы волшебным образом где-нибудь в Древней Руси, нас бы встретили не только по одежке, но и…

  • Куда подевали кельтов и сарматов?

    Помните, у меня был пост " К кому ближе всего европейцы каменного века?" Там можно было визуально увидеть ответ на этот вопрос в виде…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Убийцы Боголюбского

    Сохраню, пожалуй. «Убийцы великого князя Андрея»: Надпись об убийстве Андрея Боголюбского из Переславля Залесского* Алексей…

  • Остерегайтесь усатых!

    Мода, как известно, вещь изменчивая. Возможно, появись бы мы волшебным образом где-нибудь в Древней Руси, нас бы встретили не только по одежке, но и…

  • Куда подевали кельтов и сарматов?

    Помните, у меня был пост " К кому ближе всего европейцы каменного века?" Там можно было визуально увидеть ответ на этот вопрос в виде…