andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Category:

Среднестоговская культура

Решил сделать этакую выжимку из монографии Н.С. Котовой "Ранний энеолит степного Поднепровья и Приазовья".

Работа достаточно подробная и интересная, но из минусов хотел бы отметить не очень хороший иллюстративный материал. Впрочем, это беда большинства книг по археологии. Фотографии, даже черно-белые, куда лучше передают орнамент и фактуру керамики.

Среднестоговская культура распространена на территории Нижнего и юга Среднего Подонья, Приазовье, Степном Поднепровье и бассейне Северского Донца. Именно здесь расположена основная масса поселенческих и погребальных памятников, курганных и грунтовых.  Кроме того, часть погребений найдена вне основной территории.


Важнейшая черта археологической культуры того времени – керамика. В СК ее изготовляли из глины с примесью раковин.  Это горшки с острым, плоским или округлым дном. Их горло невысокое и чаще всего резко отогнутое наружу.  Среднестоговская керамика обычно орнаментирована прочерченными линиями, наколами, гребенчатыми штампами и сочетаниями этих  элементов.

                                 
Кремневый комплекс СК включает в себя пластины различных размеров, скребки и наконечники стрел и дротиков. Одна из характерных черт - длинные ножевидные пластины. Они часто расположены у рук погребенных.



Погребальный обряд подразумевал устройство  как грунтовых, так и курганных погребений.  Преобладали простые ямы, реже встречаются погребения в каменных ящиках и с подбоями.  Известны трупосожжения и трупоположения. Последние наиболее характерны – их совершали обычно скорченно на спине, реже на боку, вытянуто или сидя. Костяки окрашены охрой.


СК можно разделить на две локальные группы – восточную и западную. Границей между ними служит р. Кальмиус. Те погребения, которые расположены вне основной территории, можно связать с восточными вариантом (Предкавказье) или западным (Трансильвания  и северо-западное Причерноморье).

Хронология.

Наиболее древними являются памятники восточного варианта Среднестоговской культуры.  Спустя около двухста лет после их появления, восточные и западные варианты СК сосуществуют до 4250х гг до н.э., когда исчезают западные памятники, а несколько позднее и восточные. В целом, Среднестоговскую культуру можно датировать 5300-4200 гг. до н.э.


Восточный вариант.


  • -1 период  5300-4800 гг. до н.э

  • - 2 период  4800-4300 гг до н.э.

  • - 3 период 4350-4200 гг. до н.э.


Западный вариант.


  • - 1 период  5100 – 4800 до н.э.

  • - 2 период  4800-4300 гг до н.э.

  • - 3 период 4350-4250 гг. до н.э

Восточный вариант

Восточные памятники отличаются керамикой орнаментированной  по горлу и плечикам прочерченными линиями, образующими паркетный рисунок, «елочку», горизонтальные линии. Наколы используются в основном для разграничения орнаментальных зон. Значительная часть сосудов украшена гребенчатым орнаментом, часто нанесенным в шагающей манере.   В погребальном инвентаре восточного варианта чаще встречаются деревообрабатывающие орудия, в качестве украшений костюма чаще используются зубы, рога и кости животных.
Грунтовые погребения в восточном варианте известны только для первых двух периодов. В течение первого периода появляются подкурганные захоронения. На протяжении этого же периода начинают  совершаться погребения в катакомбах, использоваться растительная подстилка,  помещаются целые сосуды. Для третьего периода новой чертой являются погребения на древнем горизонте, скорченные на боку, а также сокращается помещение ножевидных пластин в инвентарь погребений.

Западный вариант


Западную группу можно разделить на две части – памятники типа Средний Стог II, где преобладает гребенчатый орнамент, а также памятники типа Стрильча Скеля III с прочерчено-накольчатой орнаментацией. Последняя – более ранняя. В западной группе отсутствуют плоскодонные сосуды, а горшки украшены по срезу венчика и плечикам, горло не орнаментируется. После того, как группу Стрильча Скеля III сменяет Средний Стог II, различия усиливаются – в западном варианте преобладают высокогорлые горшки с гребенчатыми отпечатками, которые не встречаются на востоке.   Вместо костяных бусин используются перламутровые диаметром более 20 мм.

Происхождение

Предшествуют среднестоговским памятникам древности Азово-днепровской, Сурской и Нижнедонской культур. Местом сложения СК стало северное и северо-западное Приазовье, где  к ее образованию привело сосуществование сурской и нижнедонской культур. Черты нижнедонской культуры – использование толченой раковины в качестве отощителя,  плоскодонность, воротничковый или срезанный венчик и др. В то время, как остродонность, желобчатое дно и многие другие черты взяты из керамики сурской культуры.  Среднестоговские материалы на ранних памятниках  перекрывают смешанные сурско-нижнедонские находки.
Погребальный обряд отражает взаимодействие двух традиций.  По мнению Котовой, значение перехода от коллективных погребений к индивидуальным в энеолите преувеличено. Это обусловлено тем, что неолитические могильники использовались более длительное время, что обуславливало близкое расположение костяков и «наползание» их друг на друга, в то время как энеолитические могильники функционируют более короткое время и оставлены меньшими коллективами, но при этом погребения совершались так же как и раньше – в индивидуальных ямах.
Ранний среднестоговский комплекс наследуют заметную часть сурских традиций, в то время как орудия труда, украшения и вооружение продолжает нижнедонские традиции. Эти данные ограничивают зону формирования СК степным междуречьем Кальмиуса и Дона.  Инновацией является скорченное положение костяков, в котором видят заимствование из круга земледельческих культур Балкано-Карпатского региона.
Радиоуглеродные даты показывают, что Нижнедонская и Сурская культуры  завершили свое существование в междуречье Дона и Кальмиуса около 5300 до н.э.  Именно в это время началась аридизация, вызвавшая распространение на юге степной зоны растительности, близкой к полупустынной.  Вероятно, ухудшение условий обитания и вызвало трансформацию этих групп в Среднестоговскую культуру.  Таким образом, восточный вариант СК сложился основе традиций второго периода Нижнедонской культуры и третьего периода Сурской.

В то же время, формирование западного вариант СК имело свои особенности. Здесь появляется новый компонент – Азово-днепровская культура,  родственная СК, посколько сложилась из тех же культур, только в другое время и в другом месте (Западное Приазовье). Это Нижнедонская культура первого периода и Сурская второго. Кроме того,  Азово-днепровская культура получила заметный культурный импульс    с  территории Киево-черкасской культуры. Также в Западном Приазовье заметно присутствие доживания групп сурского населения.
Предполагается, что население Среднестоговской культуры продвинулось на запад из-за иссушение климата, т.к. в западной части Приазовье климатические изменения сказывались более мягко. В то же время, около 5000 г. до н.э. последовало увлажнение климата, в результате которого население СК начинает продвигаться к югу.

Среднестоговская культура и ее окружение

Среднестоговская культура была окружена разлиными инокультурными группами. Взаимоотношения с основными соседями следует рассмотреть отдельно.

Трипольская культура
Наиболее интенсивным и продолжительным было трипольское влияние на СК. Оно обусловило знакомство среднестоговцев и азово-днепровцев с первым металлом.  При этом, взаимовлияние прослеживается в керамическом комплексе – это среднестоговские подражания трипольским сосудам и трипольские подражания среднестоговским.   Основное воздействие трипольские племена оказывали на металлообработку степных племен, в меньшей мере затрагивая керамику, пна трипольских поселениях степное влияние в керамике заметно сильнее, чем трипольское в степи.  Влияние трипольцев на гончарные причем традиции СК было минимальным и проявилось  приемущественно у западного варианта, в то время как  трипольское население в результате контактов заимствовало традиции изготовления керамики с  примесью раковины, гребенчатым, накольчатым  и прочерченным оргаментом.

Анализ трипольской кухонной посуды и среднестоговской керамики говорит о мирном сосуществовании, в противовес  точке зрения  В.А. Дергачева, рассматривающего  все степные вещи механическим вкраплением.  Кухонная трипольская керамика со степными чертами выполнена непосредственно на трипольских поселениях, а степные традиции часто переработаны в трипольским духе, что было бы невозможно при напряженной военной ситуации.  Высказано предположение, что распространение степной керамики в ТК было связано с брачными связями и включением степных женщин в трипольские общины.  В таком случае, трипольские женщины в степных группах выглядят исключением, учитывая минимальность трипольского влияния на среднестоговскую керамику. С другой стороны,  воспроизведение трипольских традиций, технологически более сложных, чем степные, в условиях кратковременных стоянок было бы сложным.  В пользу этого говорят и данные антропологии. Для ранних и наиболее восточных погребений СК характерен массивный  протоевропейский тип,  в то время как для более поздних и западных погребений устанавливается смешение со средиземноморским типом,  обычным в среде неолитических фермеров, таких как трипольцы.

Контакты степного и трипольского населения начались сразу после появления  трипольцев в Поднестровье (Триполье А), где они начали взаимодействовать с ранними среднестоговцами и азово-днепровцами. В этот период связи были малоинтенсивными, о чем свидетельствуют незначительные изменения керамики всех упомянутых групп.  В период Триполье B-I контакты  становятся более активными, что сказывается на керамическом комплексе, а в период B-II возможно усилились еще больше. В установлении контактов были заинтересованы обе стороны.  Для трипольцев, как для пришельцев было важно установить мирные взаимоотношения с жителями этих мест, тем более они не посягали на территории друг друга и жили в разных природно-климатических зонах. Степное население было заинтересовано в металле, и брачные связи могли облегчить проникновение среднестоговцев на трипольскую территорию в рамках обменных экспедиций.  Среднестоговские черты проявляются сильнее в лесостепном Поднестровье,  через которое лежал путь в Трансильванию за металлом.  Интересно, что по Южному Бугу и Буго-Днепровскому междуречью  они выражены слабее, хотя эти области лежали ближе к среднестоговской зоне.

Средний Стог и энеолит Предкавказья
Контакты среднестоговского и домайкопского населения начались уже  в 5100-4850 гг. до н.э. СК вероятно могла служить и проводником трипольского влияния, которое можно увидеть на предкавказским памятниках.  Причем задействован был и западный вариант Среднестоговской культуры. Жемчужный орнамент на трипольской  и среднестоговской посуде, присутствие неорнаментированной подлощеной керамики у СК – отражение этих связей.  Такие жемчужины были выполнены в характерной предкавказской технике – вдавление с обратной стороны замазывалось.  Культура местного населения несет следы среднестоговского влияния – подвески и украшения из костей и зубов животных, кремневые изделия, керамика с примесью раковины и прочерченным орнаментом. Контакты продолжались почти тысячу лет  (5100-4200 до н.э.). Это были отношения обмена, связанные с распространением балканского металла, которые позднее усилились смешанными браками.

Средний стог и Хвалынская культура
В настоящее время накоплены материалы, позволяющие подтвердить существование Хвалынско-Среднестоговской культурной общности.  Схожими чертами двух культур являются:


  • - использование грунтовых могильников с близкой планировкой

  • -жертвенные площадки на могильниках

  • - скорченное на спине или боку положение костяков.

  • -применение камня и охры в погребальном обряде

  • Кроме того, отмечается близость керамики и украшений.

Данные радиоуглеродного анализа позволяют датировать Хвалынскую культуру периодом 5200 - 4000 до н.э. и длительное время она была синхронна Среднестоговской. Основными компонентами сложения Хвалынской культуры были племена мариупольской КИО, представленные  Самарской, Прикаспийской, Орловской культурами, частично Нижнедонской.
По гипотезе Котовой, Хвалынская культура сложилась в результате продвижения части среднестоговского населения. Первоначально направление миграции было северным, среднестоговцы продвигались по бассейну Дона, что нашло выражение в донских памятниках типа Копанище и Университетское в районе современного Воронежа. На правобережье Волги мигранты столкнулись с населением поздненеолитической Орловской и Самарской культур, в результате взаимодействия с которыми возникла Хвалынская культура.  Отмечается также участие групп Прикаскийской культуры.
Хвалынское население участвовало в транзите Балкано-Карпатских медных изделий, как среднестоговцы и трипольцы. При этом, судя по всему, они не являлись конечным потребителем, так как в свою очередь распространяли медь далее на восток и север.

Хозяйство.

Данные о хозяйстве Среднестоговской культуры позволяют исключить ее чисто скотоводческий характер.  Имеющиеся материалы показывают существование комплексного хозяйства, включающего как скотоводство, так и земледелие. Судя по отпечаткам культурных растений на керамике, население среднестоговской культуры выращивало пшеницу двузернянку, ячмень, просо, вику эрвилию и возможно, горох. Присутствие пыльцы хлебных злаков и сорняков в среднестоговском слое на поселении Раздорное позволяет исключить получение зерна  как продукта обмена.
Среднестоговское население разводило крупный скот, овец, коз, свиней и лошадей. Прослежена зависимость роли животноводства в зависимости от климатических изменений. В период увлажнения климата роль охоты возрастала, соответственно сокращалось костей количество домашних животных.  Кроме того, наиболее значимым в этот период было разведение крупного рогатого скота. При наступлении аридизации главным домашних животным становится мелкий
рогатый скот.



Важнейшую роль в СК играл металл и его получения.  При этом доступ к нему был у немногих и циркулировал он в сравнительно малочисленной высокостатусной среде. Именно поэтому из него сделаны украшения и редкие орудия труда, в то время как основная часть орудий изготовлялась из кости и камня.  Высказывается точка зрения, что погребения с металлом оставлены группами торговцев, осуществляющих престижный обмен на дальние расстояния. По мнению Котовой, можно говорить лишь об обмене, так как выделение людей, занятых непосредственно в торговле возможно лишь в обществах, где произошло отделение ремесленников  и произошло значительное социальное расслоение, что не фиксируется в среднестоговском обществе.


Возникновению престижной экономики и престижного обмена, СК была обязана трипольским мигрантам, вынужденным устанавливать дружественные отношения с  местным населением, путем даров и взаимных брачных связей.
Возможно выделить три уровня обмена у среднестоговского населения.


  • -Внутренний. Население восточного варианта могло поставлять кремневые езделия на запад. Южные группы могли поставлять соль, а также серпентит. Население долин Дона и Днепра могло обменивать продукты земледелия на скот.

  • -Внешний.  Это обмен с инокультурными соседями. Одним из его предметов могли быть кремневые изделия, украшения и изделия из кости.  Остается вопросом что могли предложить степняки трипольскому населению в обмен на металл. Кремневые изделия им были не нужны, крупный и мелкий рогатый скот у трипольцев был свой.  Котова высказывает гипотезу, что это могли быть соль и домашние лошади.

  • -Дальний обмен.  Предполагается формирование экспедиций на дальние расстояния, в основном за металлом. Их участниками были высокостатусные среднестоговцы, которыми возможно руководили  лидеры поселений.   В таких экспедициях они доходили до фракийско-нижнедунайского металлургического очага.

Социальная структура

Социальная организация среднестоговского населения соответствует архаическому племени – структуре без четких границ и единого лидера.  Племя включало несколько родов, и основной территориальной единицей были однородовые общины.
Судя по материалам могильников, погребальная одежда отражала возрастной статус  членов группы, а символы власти маркировали лидеров поселений.  Вероятно погребальная одежда с медными украшениями наиболее часто встречалась у участников дальних экспедиций, в то время как другие высокостатусные члены среднестоговского общества довольствовались украшениями из кости и камня.  Украшенная одежда характерна для лиц 17-35 лет.

Общество СК нельзя охарактеризовать как вождество, в отличие от соседней Трипольской культуры  и нельзя предположить выделение неких элитных групп внутри него.  Положение внутри группы изменялось в соответствии с полом и возрастом, а также личными качествами.   Лидеры могли исполнять и функции военных предводителей, на что указывает присутствие реального или символического оружия в погребениях лиц с символами власти.  Большая часть их – это мужчины за сорок, однако есть исключения.  Захоронения с символами власти преобладают на территориях, куда совершались торговые экспедиции, что подтверждает участие в них высокостатусных людей.
Интересен также факт, что женских погребений очень мало.


В конце третьего периода Среднестоговская культура была поглощена Дереивской.

Tags: археология, работы и материалы, среднестоговская культура, энеолит
Subscribe

  • Древнейшая карта в Европе

    Карты - привычная часть нашей жизни. Я постоянно смотрю по картам в интернете адреса или пробки. Я с трудом могу представить человека, который…

  • Погребальный обряд трипольской культуры

    Есть некоторые темы, до которых руки почему-то годами не доходят. У Авиловой есть диссертация о погребальном обряде земледельческих культур…

  • Донские казачьи городки

    Не доистория, но тоже археология, интересно. Сохраню. Какова была численность казаков на Дону в XVI, XVII, начале XVIII веков? В каких жилищах…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Древнейшая карта в Европе

    Карты - привычная часть нашей жизни. Я постоянно смотрю по картам в интернете адреса или пробки. Я с трудом могу представить человека, который…

  • Погребальный обряд трипольской культуры

    Есть некоторые темы, до которых руки почему-то годами не доходят. У Авиловой есть диссертация о погребальном обряде земледельческих культур…

  • Донские казачьи городки

    Не доистория, но тоже археология, интересно. Сохраню. Какова была численность казаков на Дону в XVI, XVII, начале XVIII веков? В каких жилищах…