andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Categories:

Война в каменном веке.

Продолжая тему межгрупповых конфликтов в неолите, хотел бы кратко изложить суть одной интересной статьи, вышедшей в Acta Archeologica в 2004 году. Работа за авторством Йонаса Кристенсена называется WARFARE IN THE EUROPEAN NEOLITHIC . Это обзорная статья, довольно объемная, в которой делается попытка показать войну в неолитическом обществе полно, но кратко. Я решил выписать кое-какие важные на мой взгляд моменты.


Неолитические лучники. Петроглиф из Испании.


На что похоже?

Естественно, без сравнений и параллелей не обошлось. Чтобы понять как выглядела война в неолите, полезно обратиться к данным о людях, которые живут похоже. Приводится ссылка на этнографическую выборку в 50 сообществ, чем образ жизни схож с неолитическим. Из них 15 либо не участвовали в войне, либо делали это исключительно редко.При этом только из четырех из них не было никакой военной организации. В другой выборке из 90 групп только 11 не участвовали в войнах, а 53 вступали в войну хотя бы раз в год. Похоже, что только 10% подобных групп редко или никогда не участвовали в войне. Большая часть из них жила на территории с низкой плотностью населения, в географической изоляции или была изгнана со своей территории ранее. Что интересно, во многих «мирных» сообществах вероятность убийств на бытовой почве была выше. Впрочем, некоторые современные исследователи утверждают, что нынешние «примитивные» группы начали интенсивные войны лишь после столкновения с западной цивилизацией, т.е. мы вроде как и не можем проводить аналогии на этнографическом материале. Но археологию и антропологию пока никто не отменял.
Кроме того, часто говорят о том, что войны в первобытных сообществах несопоставимы с современными. Это ритуализированное действие, где не налажена логистика, командование, боевые столкновения заканчиваются после нескольких смертей, отсутствуют эффективные и организованные подразделения. Впрочем, количество убийств указывает на форму войны, а не на смертность от конфликтов. К примеру, в первобытных обществах соотношение смертей во время войны к общей численность населения доходит до 10%, а в цивилизованных обществах как правило до 5%. Однако это скорее следствие сравнительно меньшей численности населения у первых.

Как воевали?

Исследователи располагают лишь тремя источниками, которые можно трактовать как наличие войны в древности. Это боевые травмы, наличие укреплений и наличие оружия. Впрочем, только травмы от оружия могут служить явным свидетельством войны. Остальные два источника могут быть интерпретированы иначе.
Возможно, наличие трепанаций может служить одним из косвенных признаков наличия войны. Замечено, что наиболее часто они встречаются в неолите у мужчин, при этом трепанируется кость с левой стороны. Высказано предположение, что процедуре подвергались раненые люди, с травмой головы, нанесенной противником. Смысл операции был в удалении поврежденных разбитых костей. Хотя это не единственное объяснение трепанаций. Известны «склады» черепов, которые могли иметь как ритуальный характер в форме поклонения предкам, так и быть чем-то вроде кладовой трофеев в виде голов побежденных противников.
Засады и набеги – самая частая форма противоборства в первобытных группах современности. Они бывают разные – рейды в глубь вражеской территории с убийством всех встречных или сложные засады. Наиболее часто практикуется нападение на поселение врага незадолго перед рассветом. Характерно, что в этом случае большая часть жертв – это женщины и дети, безоружные и в меньшинстве, которых часто убивают сзади. И хотя редко уничтожают все поселение или всю вражескую группу, такое случается. Не часто, но хотя бы раз в поколение. При этом убивают всех – женщин, детей, мужчин и стариков.
Битвы двух отрядов тоже случаются, но они крайне ритуализированы. Обычно стороны договариваются о месте и аспектах проведения битвы. Перед боем раздаются насмешки, пляшутся танцы и пр. Обычно используются луки и метательное оружие, однако в ближнем бою оно применяется только для уничтожения бегущих или добивания раненых. Военные лидеры могут быть обнаружены и в примитивных обществах, но их роль – вести за собой, вместо того, чтобы командовать сзади. Воины обучаются индивидуальному бою, а не слаженным действиям в составе организованных единиц.
Раньше считалось, что первобытные сообщества не руководствовались политическими или экономическими причинами для ведения войны, а боевые действия совершались исключительно ради вопросов престижа и статусности. Однако, исследования показали, что экономические мотивы преобладают. Иногда войны начинаются ради мести за то или иное преступление, ради грабежа или захвата новых территорий или захвата пленных (не рабов), которыми часто оказываются женщины. Огромную роль играют трофеи, которые считались наделенными священной силой. Также ими наносились оскорбления убитому врагу или его родственникам.
Неолитические группы северо-запада Европы классифицируются обычно как эгалитарные племена, где лидеры имели влияние, но не власть, что характерно для более поздних иерархических вождеств. В результате войн население старается группироваться, обеспечивая тактическое преимущество.
Важное наблюдение – это то, что война не является препятствием для торговых отношений или обмена брачными партнерами. Таким образом, наличие торговых контактов или импортов не говорит, что общества никогда не воевали. Еще один важный аспект – война, естественно, может привести к сокращению населения, но также может привести и к его приросту за счет ассимилированных членов побежденной группы. Часто боевые действия приводят к замене и/или перемещению коллективов. Кроме того, конфликты приводят к основанию новых поселений, где более мелкие группы объединяются в одну крупную для защиты от нападений.

Чем воевали?

Оружие не всегда имело только одну функцию. К примеру, полированные кремневые топоры вполне могли использоваться в бою, но как правило, имели символическое и ритуальное значение. Кроме того, обычно они использовались для деревообработки, как показали результаты трасологического анализа. Однако, такие же топоры были использованы для нападения в Тальхайме. Каменные топоры, используемые в качестве погребального инвентаря были статусными предметами. Кроме того, были топоры столь миниатюрные или со столь узким отверстием, что использовались только в качестве ритуальной символики. При этом топоры-молоты скорее всего явно использовались и для военных целей. С появлением металла медные топоры, часто интерпретируемые как боевые, зачастую тоже совмещали несколько функций – на некоторых обнаружены следы работы с деревом или горных работ. Более определенно выглядят каменные булавы, применение которые для иного труда, кроме боевого вряд ли возможно, однако не исключает их ритуальный характер. Можно констатировать, что в качестве статусного погребального инвентаря топоры и булавы в позднем неолите потихоньку замещались на кинжалы. Основным дистанционным оружием был лук, который являлся простым изделием из цельного куска тиса или вяза. Это был типичный лонгбоу с длиной около 170 см. Наличие композитных луков предполагается исходя из некоторых изображений. Кроме того, наличие остатков защиты запястья позволяет говорить о том, что в позднем неолите луки были более мощные, возможно как раз композитные.


Реконструкция лучника культуры колоколовидных кубков.

Стрелы имели разнообразные наконечники, обычно из кремня, очень редко из кости. При этом длина стрелы не превышала 70 см. Присутствовало и другое оружие – копья деревянные и копья с кремневыми наконечниками, кинжалы из камня и металла.
Единственный пример защитного вооружения из неолита – остатки деревянного щита из погребения культуры шаровидных амфор в Германии. О наличии кавалерии говорить не приходится, хотя лошадь была известна. Повозки, в которые запрягались быки не могли использоваться непосредственно в боевых действиях, однако были бы весьма полезны для логистики. При этом наличие дорог упростило бы их передвижение. В Германии обнаружены остатки деревянного пути длиной в один километр и шириной четыре метра. Нельзя исключать, что он мог быть использовал и для военных действий.

Где оборонялись?


Как уже сказано выше, ограждения у укрепления не могут служить однозначным свидетельством войн. Но рассмотреть их наличие в неолитической Европе стоит. Самые древние неолитические ограждения принадлежат культуре линейно-ленточной керамики и технологически различны. В одних случаях это канавы, в других палисады, в третьих рвы или все вместе. Иногда они охватывают все поселение, иногда какие-то отдельные здания внутри населенного пункта, а бывает и так, что внутри них не обнаруживается следов строений. В поздней фазе ЛЛК известно около 60 подобных ограждений.
Интересно одно из поселений в Бельгии, которое охватывает своеобразная стена, перед которой выкопан ров. При этом южный пробел в стене трактуется как ворота, а северный – как некая башня. Всего этой стеной было огорожено 1,6 гектара, однако вся северная половина внутреннего пространства использовалась, вероятно, как пастбище.



На другом поселении было отмечено три канавы, образующих концентрические круги. Следов палисада, однако, не имелось, но в южной части обнаружены следы вертикально воткнутых в канаву кольев.
Сегодня такие поселения по большей части ЛЛК трактуются как культовые места. Однако есть и другое мнение – некоторые укрепленные центры группируются в западной части ЛЛК, на границе с охотниками, которые отделены полосой ничейной земли. Подобная ситуация обнаруживается и в Бельгии. Это может указывать на враждебные отношения между локальными фермерами и охотниками в западной части ЛЛК. Культура линейно-ленточной керамики распадается на ряд вариантов, которые дадут начало отдельным культурным группам. Часть из их поселений также обносятся стенами, канавами или палисадами. Такие центры также трактуются обычно как культовые или политические. На многих из них нет следов постоянного проживания.
В среднем неолите укрепления обнаруживаются во Франции, Германии, Британских островах. В общем, как их количество, так и географическая распространенность значительны. Многие из них по прежнему окружают явно культовые места.Мы можем наблюдать даже целые бастионы или заграждения, сложенные из камня.



На некоторых из них имеются следы столкновений, например, наконечники стрел в большом количестве. В поздненеолитической Центральной и Северной Европе такая практика сходит на нет. Стены еще продолжают строиться, но обычно на окраине, вроде Британских островов. Поселения культур шнуровой керамики и колоколовидных кубков обычно небольшие и неукрепленные.
Есть ряд исследований, посвященных функциональному назначению укреплений в европейском неолите. Как правило, для большинства из них защитные функции не являются основными. Археологи предполагают иные сферы их применения – как загоны для скота, место отправления культа, политический центр и прочее. Поселения со стенами делятся на два основных типа – со следами проживания и без них. Что интересно, неолитические укрепления вряд ли могли выдержать долгую осаду. Также они не смогли бы обеспечить снабжение защитников водой в течение длительного времени. Да и обеспечение значительных масс атакующих едой и питьем также непросто. Само наличие укреплений указывает на сотрудничество нескольких поселений, что также предполагает наличие какой-то более сложной социальной структуры. Возможно, что их существование являлось уже явной преградой для осуществления неприятельского рейда. Или стены были призваны обеспечить тактическое преимущество при нападении – с них было удобней обстреливать атакующих, и это позволило бы меньшими силами отбиться от больших. По крайней мере, одно из подобных поселений во Франции как раз и предполагало обстрел противника с внутренних укреплений, пока он пробирается через внешние.


Таким образом, в неолите мы имеем все свидетельства вооруженных столкновений, но интерпретировать их нужно осторожно и в комплексе.

Tags: археология, война, доистория, неолит, неолитизаторы, первобытные войны, реконструкции
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Еще о лошадях

    Раз в прошлом посте речь шла о доместикации лошади, хотел бы сохранить кое-какой материал, чтобы при случае не искать его в диалогах, комментариях…

  • Происхождение домашней лошади и пешие ямники

    Вот такой суровый ямник взирает на нас с современного арта. Неумолимый варвар, обвешанный оружием, закаленный в боях и тренированный. Но…

  • Тройка интересных анонсов

    Один из вариантов реконструкции костюма народа меря. Отсюда. На прошлой неделе увидел несколько интересных анонсов грядущих работ по генетике.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Recent Posts from This Journal

  • Еще о лошадях

    Раз в прошлом посте речь шла о доместикации лошади, хотел бы сохранить кое-какой материал, чтобы при случае не искать его в диалогах, комментариях…

  • Происхождение домашней лошади и пешие ямники

    Вот такой суровый ямник взирает на нас с современного арта. Неумолимый варвар, обвешанный оружием, закаленный в боях и тренированный. Но…

  • Тройка интересных анонсов

    Один из вариантов реконструкции костюма народа меря. Отсюда. На прошлой неделе увидел несколько интересных анонсов грядущих работ по генетике.…