andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Category:

Скотоводы эпохи бронзы в погоне за женщинами

В одной статье наткнулся на интересные размышления.
Зачастую изменения в тех или иных сферах жизни древних обществ связывают с климатическими факторами. Иногда даже слишком гипертрофируя их значимость. Почему гибнут одни археологические культуры и образуются другие? Совершенно точно, что общей закономерности тут нет и не будет. К примеру, демографическая убыль или прирост не всегда следствия негативной или благоприятной внешней обстановки. Причины могут быть и сугубо внутренние.
Переход к производящему хозяйству не столько сделал возможным прирост населения, сколько сделал его необходимым.

Стало требоваться больше людей для производства, поэтому вместе с увеличением населения возникли и сопутствующие явления – детская смертность, уменьшение средней продолжительности жизни, уменьшение продолжительности жизни женщин в сравнении с мужчинами. Эти явления зафиксированы повсеместно при переходе к производящему хозяйству.
Стимуляция рождаемости была обусловлена экономически, но вместе с тем, рано или поздно это вело к истощению женской половины популяции и явной гендерной диспропорции. В таком обществе было мало женщин, но было много мужчин, часть из которых не имела семьи, умирала рано, но обслуживала потребности социума в целом. Так называемая Black Youth, черная молодежь. В целом, большинство земледельческих обществ быстро преодолевает этот период. Но степные кочевые или скотоводческие племена могли зависать в нем до средневековья. Способов выхода из такой ситуации было несколько – военные походы, дальняя торговля, расширение круга брачных связей. В общем, все то, что способствует уменьшению количества мужчин и вовлечению новых женщин в коллектив. Если же общество закрыто и ни притока свежей крови, ни оттока одиноких мужчин нет, то ждет его весьма печальная судьба. Миклухо-Маклай описывал подобное общества на острове Рапа-Нуи, где половая диспропорция в течение нескольких поколений достигла ужасающих масштабов (сначала на 500 жителей 100 женщин, затем на 230 жителей 30 женщин).

Скотоводческие сообщества степи эпохи бронзы испытывали те же проблемы, однако закрытыми они никогда не были. Среди доступных вариантов были: смешение с соседними племенами, лучше всего земледельческими, организация военных походов или дальней торговли как один из способов так или иначе заполучить женщин, оседание на землю. Поиск выхода из кризиса, как предполагается, не мог не отражаться на материальной культуре, привнося в нее что-то новое, при сохранении старых черт. Попытки оседания на землю, отмеченные на поздних этапах ямной культуры, не могли быть универсальным решением после длительного периода скотоводства на этих землях. Зато отмечено, что катакомбное население, в отличие от ямного, совершало более далекие перемещения. Следствием таких «путешествий» стало не только привнесение новых черт в материальную культуру, но и улучшение демографической ситуации. Если для ямной культуры коэффициент маскулинизации составлял 2,1, то для катакомбной 1,8.
Предполагается, что изначально процесс был локальным. Вероятно, чужое население вместе с традициями начинает появляться сначала в Приазовье. В этом случае важен первоначальный импульс или как говорят специалисты по катакомбной культуре – стимулированная трансформация.

С течением времени катакомбное общество все равно сталкивалось с проблемой маскулинизации населения из-за гендерной диспропорции, но было к ним готово. Катакомбные культуры не только достаточно активно воспринимали новое, что выразилось в целой плеяде своеобразных вариантов, культур в составе КИО, но и совершали значительные перемещения. Один из примеров такой «внутренней» миграции я видел воочию – это коллективное погребение на Среднем Дону, где один из погребенных был похоронен по обычаю и с инвентарем манычской катакомбной культуры, распространенной в Калмыкии и Ростовской области. Жаль, что анализ изотопов стронция – дело дорогое. Кроме того, катакомбники гораздо чаще оседали на землю, образуя поселения в долинах крупных рек.

Что говорит об этом палеоантропология? Как раз фиксируется определенная замена населения.
«Отмечена следующая географическая закономерность: чем южнее происхождение краниологической выборки, тем больше в ней встречается черепов с новым морфологическим комплексом, что послужило поводом для выдвижения гипотезы о диффузной миграции с юга...
...Таким образом, ключевым аспектом формирования антропологического состава азово-каспийских степей в эпоху бронзы является постепенное, начиная с периода средней бронзы, проникновение переселенцев из более южных территорий, имеющих относительно лептоморфное строение черепа и менее крупный посткраниальный скелет, чем население предшествующего времени …
…По результатам второго анализа в эпоху средней бронзы в степной полосе Восточной Европы есть основания выделить три круга популяций: 1) катакомбное население Украины и Ставрополья, сформировавшееся, вероятно, в результате переселения потомков носителей ямной
культуры Ставропольского края в северо-западном направлении и смешения их с причерноморскими представителями ямной культуры; 2) популяции представителей катакомбной культуры Ростовской, Волгоградской областей и полтавкинской культуры Самарской и Оренбургской областей, субстратной основой для которых послужили носители ямной культуры тех же территорий; 3) катакомбное население азово-каспийских степей, в состав которых, видимо, вошли популяции с южно-европеоидным краниологическим комплексом.
»

При этом ранние катакомбники отличаются от более поздних.



Похоже, что и патриархальное рабство было лишь следствием потребности в мужчинах, чей статус не позволял бы претендовать на брачную пару, но при этом не препятствовал обслуживанию интересов социума. С другой стороны, часть населения, занятая в походах, торговых или военных, имела возможность получения брачной пары. Это косвенно подтверждают и данные по коллективным погребениям. В последовательно сменяющих друг друга ямной, катакомбной и срубной культурах следующее количество коллективных погребений – 8,1 % и 1,5 % у ямной и срубной и целых 19,4 % у катакомбной. При этом совместных погребений взрослых 9,2 % у катакомбной, , 3,5 % у ямной и 1% у срубной. Ни в одной из культур не зафиксированы парные женские погребения, что может говорить о патриархальном характере общества, а парных мужских погребений слишком мало для каких-то выводов. В таких условиях, вероятно, население часто передвигалось вслед за своей активной мужской частью, постоянно находящейся в поисках способов разрешения назревающего кризиса.


Имхо, это интересные наблюдения, но у меня есть замечание. Я считаю, что количество погребенных в курганах не отражают всю популяцию. Сам по себе такой погребальный обряд был делом трудозатратным и не мог применяться ко всем членам сообщества. Требовалось не только соорудить курган, но и сделать это по особым правилам. С другой стороны, это может и не влиять на приведенные выше цифры, если половозрастное распределение среди погребенных по курганному обряду было такое же, как и для популяции в целом.


Кислый А.Е. Демоэкономический анализ населения катакомбных культур с учетом некоторых исторических закономерностей развития.
ссылка

А.А. Казарницкий ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОПУЛЯЦИЙ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ IV–II ТЫС. ДО Н.Э. (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)
ссылка

Казарницкий А.А. Векторы миграций степного населения Восточной Европы в эпохи средней и поздней бронзы (по палеоантропологическим данным)
ссылка
Tags: археология, бронзовый век, древнеямная, катакомбная, палеоантропология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments