andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Categories:

Эдвард Мунк из эпохи бронзы или катакомбные барельефы



Как уже в прошлом посте говорил, антропоморфные изображения в степи эпохи бронзы - страшная редкость. А уж барельефы...

В 1975 году в процессе исследования курганов между г.Горское и пос. Тошковка Первомайского р-на, в 57 км к северо-западу от Луганска были обнаружены нестандартные находки — антропоморфные барельефы в катакомбе. Курган, где были найдены барельефы, выделялся среди соседних своими габаритами (30 м в диаметре, высота 2,9 м), включал в себя кромлех и две катакомбы.


В погребении 3 и были найдена примечательные барельефы. Это погребение выглядело следующим образом: "Погребение № 3 (впускное) в кургане №1 было совершено в Т-образной катакомбе. Выкид от катакомбы №3 наслоился на полу первичной насыпи; прослеживался в двух бровках и был законсервирован второй насыпью, укрепленной кромлехом. Впускная катакомба находилась почти по центру кургана, на расстоянии 1,5 м к востоку, через бровку от основной катакомбы. Она была ориентирована по линии В-З, а входная яма в плане повторяла контур антропоморфных менгиров, встречающихся над погребениями раннебронзового века юга Восточной Европы . Такое впечатление создавалось параболическим закруглением торцовой восточной стенки и планом входной ямы в виде трапеции с основанием во входной стенке. В разрезе по линии С–Ю яма тоже имела очертания трапеции, расширяясь ко дну. У восточной стенки входной ямы была устроена ступенька шириной 0,2 м на высоте 0,36 м от дна. Размеры входной ямы от выявленного края могилы – 2,4х2,0х0,9 м. Большая входная яма на середине длины переходила в малую входную яму размером 1,2х1,0х0,5
м. Малая входная яма соединялась с камерой через входной коридор. Высота входа в камеру относительно дна малой входной ямы – 0,4 м, но пространство входа увеличивалось за счет перепада уровня дна камеры и малой входной ямы, который составлял 0,5 м. Малая входная яма и вход были закрыты циновкой (сохранился тлен белого цвета) и деревянными плашками. Ширина плашек – 4 см. Все необычные детали формы входной ямы соответствовали нестандартности камеры.


В процессе расчистки входной ямы на западной (смежной с камерой) стенке, на материковой глине ярко-желтого цвета обозначилась дугообразная полоса шириной 0,35 м, заполненная черноземом. По мере расчистки эта полоса оконтурила оголовье антропоморфной фигуры, каменные аналоги которой давно известны и нередки в степных курганах раннебронзового века юга Восточной Европы (Археология, 1985, с. 335; Шапошникова, 1986). Высота «оголовья» до плечевых перемычек – 0,3 и 0,4 м. Длина основания оголовья – 0,62 см. Параболическая верхняя часть контура переходила в горизонтальные плечикиперемычки, которые удерживали эту конструкцию над входом. Ширина и толщина плечевых перемычек составляла около 0,4 м. Ниже начинался сегмент входа в камеру. Размеры входного коридора: 0,9х0,4х0,4 м. Высота наивысшей точки входного лаза от дна камеры – 1,1 м.




...На дне камеры лежал скелет женщины на правом боку, головой на юг. Руки были протянуты к коленям; череп перевернут и обращен позвонками в сторону южной стенки, но нижняя челюсть находилась у правого плеча. У локтевого сустава правой руки лежали необработанная h-образная кость овцы с заостренным концом (проколка), 15 бронзовых перевитых стерженьков-подвесок, костяные цилиндрические бусы . На дне камеры под скелетом была меловая подсыпка с пятнами охры, под которой так же, как и в основном погребении №2, лежали две стержневидные подвески, соединенные с костяными бусами ...

В той же катакомбе обнаружили и второй глиняный барельеф:

"Изображение мужского лица находилось в камере, в нише, слева от входа и от надвратной стелы , на высоте 0,6 м от дна камеры. Высота свода камеры в плоскости изображения –
1,43 м. Максимальная высота свода – 1,6 м. Размеры изображения – 0,65 х 0,40 м. Брови были
обозначены валиками, причем валики имели разную форму: правая бровь – в виде треугольника; левая бровь – в виде сегмента. Глаза изображались ямками, а нос – выступом, который был
слегка поврежден при расчистке. Рот личины был обозначен овалом, углубленным в стенку на
6 см. Снизу к овалу примыкали восемь желобков, расположенных под углом к линии рта.
Они были оконтурены пятью наколами. Не вызывает сомнения, что желобками была прорисована борода, как и на надвратной стеле, что свидетельствует в пользу каноничности стиля и
того факта, что на обоих барельефах изображено мужское лицо.
Следует особо подчеркнуть, что изображение размещалось в трех плоскостях. Валики бровей выступали из плоскости лица на 4–5 см. Нижняя линия рта также была выдвинута вперед
относительно плоскости носа и плоскости бровей еще на 3–4 см. Поверхность материковой
глины, на которой выполнялся барельеф, была уплотнена, т. е. намеренно подготавливалась
для нанесения изображения. Эти подготовительные процедуры в сочетании с элементами изображения, расположенными в разных плоскостях, представляют определенный набор устойчивых наработанных навыков в искусстве подобных рельефных изображений, и лишний раз указывают на преднамеренный характер изображения"







Ну и для сравнения, подобный памятник из Западной Европы



Источник
https://www.academia.edu/7115112/41_._Gorsky_bas-reliefs_and_the_formation_of_the_early-catacomb_horizon_in_the_south_of_the_Eastern_Europe._Горские_барельефы_и_выделение_раннекатакомбного_горизонта_Восточной_Европы..2014
Tags: археология, бронзовый век, катакомбная, ритуалы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments