
Как уже в прошлом посте говорил, антропоморфные изображения в степи эпохи бронзы - страшная редкость. А уж барельефы...
В 1975 году в процессе исследования курганов между г.Горское и пос. Тошковка Первомайского р-на, в 57 км к северо-западу от Луганска были обнаружены нестандартные находки — антропоморфные барельефы в катакомбе. Курган, где были найдены барельефы, выделялся среди соседних своими габаритами (30 м в диаметре, высота 2,9 м), включал в себя кромлех и две катакомбы.

В погребении 3 и были найдена примечательные барельефы. Это погребение выглядело следующим образом: "Погребение № 3 (впускное) в кургане №1 было совершено в Т-образной катакомбе. Выкид от катакомбы №3 наслоился на полу первичной насыпи; прослеживался в двух бровках и был законсервирован второй насыпью, укрепленной кромлехом. Впускная катакомба находилась почти по центру кургана, на расстоянии 1,5 м к востоку, через бровку от основной катакомбы. Она была ориентирована по линии В-З, а входная яма в плане повторяла контур антропоморфных менгиров, встречающихся над погребениями раннебронзового века юга Восточной Европы . Такое впечатление создавалось параболическим закруглением торцовой восточной стенки и планом входной ямы в виде трапеции с основанием во входной стенке. В разрезе по линии С–Ю яма тоже имела очертания трапеции, расширяясь ко дну. У восточной стенки входной ямы была устроена ступенька шириной 0,2 м на высоте 0,36 м от дна. Размеры входной ямы от выявленного края могилы – 2,4х2,0х0,9 м. Большая входная яма на середине длины переходила в малую входную яму размером 1,2х1,0х0,5
м. Малая входная яма соединялась с камерой через входной коридор. Высота входа в камеру относительно дна малой входной ямы – 0,4 м, но пространство входа увеличивалось за счет перепада уровня дна камеры и малой входной ямы, который составлял 0,5 м. Малая входная яма и вход были закрыты циновкой (сохранился тлен белого цвета) и деревянными плашками. Ширина плашек – 4 см. Все необычные детали формы входной ямы соответствовали нестандартности камеры.
В процессе расчистки входной ямы на западной (смежной с камерой) стенке, на материковой глине ярко-желтого цвета обозначилась дугообразная полоса шириной 0,35 м, заполненная черноземом. По мере расчистки эта полоса оконтурила оголовье антропоморфной фигуры, каменные аналоги которой давно известны и нередки в степных курганах раннебронзового века юга Восточной Европы (Археология, 1985, с. 335; Шапошникова, 1986). Высота «оголовья» до плечевых перемычек – 0,3 и 0,4 м. Длина основания оголовья – 0,62 см. Параболическая верхняя часть контура переходила в горизонтальные плечикиперемычки, которые удерживали эту конструкцию над входом. Ширина и толщина плечевых перемычек составляла около 0,4 м. Ниже начинался сегмент входа в камеру. Размеры входного коридора: 0,9х0,4х0,4 м. Высота наивысшей точки входного лаза от дна камеры – 1,1 м.

...На дне камеры лежал скелет женщины на правом боку, головой на юг. Руки были протянуты к коленям; череп перевернут и обращен позвонками в сторону южной стенки, но нижняя челюсть находилась у правого плеча. У локтевого сустава правой руки лежали необработанная h-образная кость овцы с заостренным концом (проколка), 15 бронзовых перевитых стерженьков-подвесок, костяные цилиндрические бусы . На дне камеры под скелетом была меловая подсыпка с пятнами охры, под которой так же, как и в основном погребении №2, лежали две стержневидные подвески, соединенные с костяными бусами ...
В той же катакомбе обнаружили и второй глиняный барельеф:
"Изображение мужского лица находилось в камере, в нише, слева от входа и от надвратной стелы , на высоте 0,6 м от дна камеры. Высота свода камеры в плоскости изображения –
1,43 м. Максимальная высота свода – 1,6 м. Размеры изображения – 0,65 х 0,40 м. Брови были
обозначены валиками, причем валики имели разную форму: правая бровь – в виде треугольника; левая бровь – в виде сегмента. Глаза изображались ямками, а нос – выступом, который был
слегка поврежден при расчистке. Рот личины был обозначен овалом, углубленным в стенку на
6 см. Снизу к овалу примыкали восемь желобков, расположенных под углом к линии рта.
Они были оконтурены пятью наколами. Не вызывает сомнения, что желобками была прорисована борода, как и на надвратной стеле, что свидетельствует в пользу каноничности стиля и
того факта, что на обоих барельефах изображено мужское лицо.
Следует особо подчеркнуть, что изображение размещалось в трех плоскостях. Валики бровей выступали из плоскости лица на 4–5 см. Нижняя линия рта также была выдвинута вперед
относительно плоскости носа и плоскости бровей еще на 3–4 см. Поверхность материковой
глины, на которой выполнялся барельеф, была уплотнена, т. е. намеренно подготавливалась
для нанесения изображения. Эти подготовительные процедуры в сочетании с элементами изображения, расположенными в разных плоскостях, представляют определенный набор устойчивых наработанных навыков в искусстве подобных рельефных изображений, и лишний раз указывают на преднамеренный характер изображения"


Ну и для сравнения, подобный памятник из Западной Европы

Источник
https://www.academia.edu/7115112/41_._Gorsky_bas-reliefs_and_the_formation_of_the_early-catacomb_horizon_in_the_south_of_the_Eastern_Europe._Горские_барельефы_и_выделение_раннекатакомбного_горизонта_Восточной_Европы..2014