andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Category:

Антропоморфная катакомбная пластика

Мелкая пластика (к тому же антропоморфная) в среде скотоводческих культур раннего и среднего бронзового века - явление чрезвычайно редкое. Но тем не менее, кое-что есть. В 1987 году раскапывались курганы эпохи бронзы у села Бирюково Луганской области. В детском погребении #4 девятого кургана были найдены три глиняные фигурки, две целые, одна поврежденная. Статуэтки очень схематичны, и их антропоморфность довольно абстрактна




Антоненко Б. ГЛИНЯНІ СТАТУЕТКИ З КАТАКОМБНОГО ПОХОВАННЯ
https://vk.com/doc159735527_502294284?hash=a809a02027a6f64a13&dl=4f054e14482108bc7c
Погребение несомненно катакомбное, с катакомбным обрядом и катакомбной керамикой. Упоминания о пластике в КК нашлись следующие:

"каменное изделие из захоронения 5/6 у с. Тецканы, возможно, являющееся женской антропоморфной фигуркой"
Яровой Е.В. К вопросу о западной границе катакомбной культурно-исторической области//Тезисы докладов всесоюзного семинара. — Запорожье, 1990. — 124 с.
Без иллюстрации

"три гипсовые конкреции, отдалённо напоминающие уродливые человеческие фигурки» из детского, ингульского типа захоронения из к. 2 у с. Хащевое на Днепропетровщине"
Ковалева И.Ф. Погребальный обряд и идеология ранних скотоводов (по материалам культур бронзового века Левобережной Украины) // Днепропетровск: Днепропетровский государственный университет, 1983. — 108 с.
Без иллюстрации.

Вот и все аналогии в единокультурной среде. Впрочем, без иллюстраций судить трудно. В литературе высказывают два мнения по поводу аналогов в других культурах: есть теория о близости к северокавказской пластике и теория о связях с посттрипольскими группами.

Северокавказкая культура хронологически ближе и речь идет о подобных фигурках.

Нечитайло А. Л. Антропоморфные алебастровые статуэтки в ранних памятниках северокавказской культуры // Советская археология 1978 №02

При общей схематичности они куда более детализированы, и напрямую сопоставить с фигурками из Бирюково их вряд ли можно. К тому же, выполнены из алебастра, а не глины. Северокавказкие фигурки имеют ряд аналогий на довольно широкой территории (до Киклад), но самые близкие к ним параллели - из позднетрипольской пластики.

В посттрипольских группах малая скульптура из глины была довольно распространенной и наиболее характерной стала для Буго-Днестровского междуречья. Такая пластика получила название "серезлиевского типа". Она близка по своему исполнению к пластике других посттрипольских групп, усатовской, к примеру.



Причем предельно схематичные статуэтки характерны именно для степной части Триполья, что отмечала Т. Г. Мовша. В большинстве случаев подобные фигурки объясняются импортом из посттрипольских культурных групп. Например, есть такая фигурка в Крыму, но найдена она между погребениями, что исключает возможность ее культурной интерпретации. Автор публикации о ней пишет "Практически полные аналогии статуэтки из некрополя у Заозерного с комплексом антропоморфной пластики Зеленогайского кургана 6 позволяют отнести ее к культурам, так или иначе связанным с культурой Триполья – ингульской и постмариупольской"



Попова Е. А. Антропоморфная статуэтка из кургана эпохи бронзы некрополя у поселка Заозерное в Северо-Западном Крыму // Исторический журнал: научные исследования. — 2016. — № 6. — С. 703–709.
https://www.nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=39069

Но с этим согласится трудно, потому что в ингульской мы по сути мало, что имеем по этой тематике. Лишь одно упоминание о каких-то антропоморфных фигурах.

В раннем бронзовом веке антропоморфная пластика в регионе распространена таким образом


Почти все исследователи статуэтки серезлиевского типа указывают, что этот тип пластики выступает в качестве хронологических маркеров для погребений буго-днепровского региона в период позднего энеолита – раннего бронзового века, однако в отношении их культурной принадлежности нет единого мнения. Преобладают авторы, связывающие их (или их генезис) с локальными группами позднейшего Триполья, часто с Усатово. Причем служа своеобразным хронологическим индикатором, такие фигурки встречаются в погребениях с разным погребальным обрядом, что может говорить о своеобразном синтезе или даже надкультурном феномене для энеолитических / РБ курганных памятников. На данный момент, очевидно, объединение пластики серезлиевского типа в какую-то одну культурную группу вряд ли возможно.


Есть важное отличие серезлиевской пластики от усатовской и трипольской. Первая встречается в погребениях, которые не подходят по своим характеристика к усатовского обряду. К тому же, для усатовских статуэток присуща определенная специфика, не позволяющая напрямую отождествить их с серезлиевскими. В Триполье же пластика использовалась в различных обрядах на поселениях, была довольно стандартизирована, в отличие от статуэток степи с индивидуальными, часто уникальными особенностями при общей схожей специфике. В этом случае наиболее правдоподобно выглядят выводы Н.Бурдо

"Поскольку статуэтки серезлиевского типа практически не имеют ничего общего ни с усатовской, ни с позднетрипольской антропоморфной пластикой, нужно считать их особой категорией артефактов культурных группировок с курганным обрядом погребения РБВ в степном регионе и пограничье степи и лесостепи Побужья, Буго-Днепровского междуречья и Поднепровья. То же относится и к упомянутым выше единичным антропоморфным статуэткам других типов, найденных в погребениях под курганами или на трипольских поселениях. Можно предположить, что антропоморфная пластика возникла у степного курганного населения под влиянием
Триполья, но влияние это проявилось в самом общем плане. Контекстный анализ пластики серезлиевского типа позволяет выделить в Побужье контактную зону между культурными группировками с курганным обрядом, Триполья СII и усатовской культурой, которая функционировала в период финального энеолита и РБВ.
"


Бурдо Н. Антропоморфная пластика курганных погребений раннего бронзового века в Буго-Днепровском междуречье и Поднепровье // Tyragetia, serie nouă, vol. XII [XXVII], nr. 1, Arheologie. Istorie Antică
http://oaji.net/articles/2019/4586-1550233770.pdf


Все эти изыскания, к сожалению, уводят нас довольно далеко от катакомбных фигурок. Учитывая все вышеизложенноя, можно предположить два варианта

1) Катакомбная пластика на примере из с. Бирюково - сильно деградировавшее наследние статуэток серезлиевского типа. Общие очертания схожи, но детализации гораздо меньше. Встает проблема соотнесения хронологии. Хоть катакомбную культуру удревнили, но между двумя примерами фигурок все равно остается временной хиатус. Если это предположение верно, то нас ожидают возможные находки между катакомбной и самым началом РБВ, возможно среди ямных памятников.

2) Фигурки из с. Бирюково - уникальный пример катакомбной пластики, не связанный с пластикой РБВ. За говорит очень сильная абстрактность исполнения и временной разрыв. Против - все же типологическое сходство с серезлиевскими фигурами угадывается. Учитывая хронология, дело может быть в простой деградации.
Tags: археология, бронзовый век, доистория, катакомбная, ритуалы, трипольская культура, энеолит
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments