andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Category:

Культура Злота

Культура Злота.

Культура Злота или группа Злота является одним из самых интереснейших и спорных явлений позднего неолита Малой Польши.Свое название она получила по району концентрации памянтиков — в гмине Злота на р. Висле недалеко от г. Сандомира в Польше. Это прежде всего могильники. Значительная часть материала культуры происходит из довоенных раскопок, часть документации к которым утеряна. Всего за время исследований здесь было обнаружено множество объектов,относящихся к различным археологическим культурам неолита и раннего бронзового века: Люблинско-Волынской культуре расписной керамики, Культуре Воронковидных Кубков, Культуре Шаровидных Амфор и пр.и конечно же к культуре Злота. Однако, количество памятников последней невелико — всего около тридцати, причем все они локализуются на лессовой возвышенности -весьма небольшой территории.

Иногда в публикациях по археологии приходится сталкиваться с серьезной ошибкой, когда культуре Злота приписывают несвойственную ей характеристику. Например о присутствии в ней элементов Культуры-Линейно-Ленточной Керамики, культуры крашеной керамики, многочисленных захоронений животных т. п. Вероятно, подобные ошибки происходят от того, что такие авторы принимают за описание культуры Злота характеристику других памятников области Злота, в т.ч. и относящиеся к этим культурам. В работах же профильных специалистов, если речь идет о культуре Злота, то она всегда обозначается терминами «культура Злота», либо «группа Злота», а просто термин «Злота» культуру не подразумевает, он используется в качестве названия местности, либо Злотской возвышенности.



Рис.1.Месторасположение гмины Злотской ( и культуры Злота) на карте Польши.

Среди исследователей нет единой точки зрения на культуру Злота.
Ряд автров считают, что культура Злота является локальным явлением на территории Малой Польши и связана с более широким кругом культуры шнуровой керамики. Кроме этого в керамике культуры Злота прослеживаются элементы, связанные с Культурой Воронковидных Кубков, Культурой Шаровидных Амфор и Баденской культурой (J.Czebreszuk,2004 и др.).
Другие склонны видеть в Злоте скорее самостоятельную гибридную или синкретическую культуру с элементами Культуры Воронковидных Кубков, Культуры Шаровидных Амфор, Баденской культуры, Культуры Шнуровой Керамики, а на поздних этапах с влиянием Культуры Колоколовидных Кубков (Z.Krzak,1970,1970а)
Важное мнение высказано М.Фюрхольтом , которым предложена принципиально другая хронология и периодизация культур шнуровой керамики. Согласно выводам М.Фюрхольта, ранние амфоры культуры Злота древнее т. н. «саксо-тюрингских» или «А-амфор», а в самой культуре Злота прослеживаются гибридные или переходные типы амфор, с одной стороны от Культуры Шаровидных Амфор к злотскому типу, с другой стороны от ранних амфор злотского типа к амфорам Культуры Шнуровой Керамики (М.Furholt,2003).
Это предположение М.Фюрхольта представляется чрезвычайно интересныи и перспективным для дальнейших исследований в этом направлении,однако оно не относится ко всей культуре Злота в целом.

Культура Злота представляется как очень компактная ( но не малочисленная) группа населения, возможно это даже была всего лишь одна община.
Помимо традиционных для позднего неолита Малой Польши основ хозяйства — скотоводства, земледелия и, в какой-то мере -охоты,очень важное место в жизни носителей Злоты занимали обменные операции с кремневым сырьем, в т. ч. Волынского происхождения и особенно- с янтарем, равно как и его обработка. Янтарь доставлялся с побережья Балтийского моря, основной магистралью видимослужила р.Висла. В этом плане, культуру Злота можно назвать (наряду с Культурой Шаровидных Амфор) одной из самых «янтароносных» культур Центральной Европы. Рядом авторов высказывалось даже предположение, что именно два последних обстоятельства (обменные операции с кремнем и янтарем) служили основной причиной консолидации Злотского общества (например J.Wierzbicki, 2008).
В районе гмины Злотской известны и древние шахты по добыче кремня.



Рис.2. Керамика культуры Злота.Прорисовка.

Как и везде, наиболее характерной и отличительной чертой культуры Злота является керамика.


Рис.3. Культура Злота. Сосуды типа кубков и горшкообразные сосуды.

Среди сосудов типа кубков наиболее часты с S-овидным профилем и воронковидным горлом, представленных множестовом вариантов, в т.ч. т. н. «А» и «В» -кубки. Сторонниками гипотезы «общеевропейского горизонта шнуровой керамики» этим формам керамических изделий придается особое значение (рис.3: 1,2,4)
В числе кубков встречены изделия, находящие аналогии в Культуре Воронковидных Кубков (рис.3: 10,11)
Очень редки кубки на ножке ( рис.3: 6).
На поздних этапах культуры Злота в ряде форм угадывается влияние Культуры Колоколовидных Кубков (рис.3: 5)
На орнаментированных кубках наиболее распространен шнуровой орнамент: горизонтальные параллельные оттиски шнура, горизонтальные волнистые отпечатки, шнуровые отпечатки, комбинированные с другими типами орнамента. Помимо шнурового встречается нарезной орнамент, а также различные вдавления и пр.

Другой распространенной формой керамических изделий являются разнообразные горшковидные сосуды с налепами в т.ч. в виде пальцевых защипов по краю. Аналогии подобным сосудам известны как в Культуре Воронковидных Кубков, так и в культурах шнуровой керамики ( рис.3: 7,8,9)



Рис.4.Культура Злота. Керамические кружки, блюдца и миски.

Выделяются блюдца с богато орнаментированными циллиндрическими крышками в т.ч. с солярным и антропоморфным орнаментом (рис.2:1; 4:5)

Среди мисок заслуживают внимание воронкообразные орнаментированные миски с зубчатыми краями. Такие формы связываются с Баденской культурой ( рис.4: 7,8)

Кружки с ручками представлены двумя типами — ранними, в т.ч. т.н.Ansa Lunata — характерные для Культуры Воронковидных кубков ( рис.4: 1) и поздними, находящие аналогии в поздней стадии культуры шнуровой керамики Малой Польши- группе Хлопице Веселе (рис.4: 2,3)



Рис.5. Культура Злота. Амфоры.

Самыми характерными и специфическими керамическими формами культуры Злота являются амфоры, получившие название амфоры «злотского типа», среди которых выделяют много вариантов. В целом это амфоры с округлым туловом и с двумя-четырьмя ручками в верней части тулова. Все исследователи сходятся во мнении, что генезис подобных сосудов изначально связан с Культурой Шаровидных Амфор.
Помимо амфор «злотского типа» встречены и амфоры «саксо-тюринского» типа или «А-амфоры» (рис.5:1) Еденичны находок маленьких амфор с биконическим туловом.



Рис.6. Культура Злота.Каменный и костяной инвентарь.

В каменном инвентаре культуры Злота обращает на себя внимание сравнительно малое количество каменных сверленных боевых топоров. В числе последних присутствуют топоры типа «А» ( обушковые коротколопастные) и «В» ( близкие по форме топорам типа «А», но без лопасти).
Другие каменные орудия представлены кремневыми клиновидными шлифованными и подшлифованными топорами, кремневыми наконечниками стрел треугольной формы с прямым, либо с выямчатым основанием,ножами и различными режущими орудиями из кремня, скребками, проколками и сверлами.
Помимо этого есть точильные камни, терочники и пестики.
Орудия из кости и рога это в основном различные проколки и шилья, долота, рубящие орудия. Выделяются костяные языкообразные предметы неясного назначения ( рис.6:1).



Рис.7. Культура Злота. Изделия из янтаря (1-15), костяные бусы (16),подвески из зубов животных(17), раковин (18), костяная накладка (19). Украшения из меди (20).

Расположение украшений в погребениях позволяет реконструировать их назначение- ожерелья, амулеты, браслеты, височные подвески и пр. Они изготовлены из зубов животных, кости, морских раковин, камня,янтаря.
Найдены привески из просверленных зубов оленя, волка и собаки, а также подвески из кости имитирующие зуб животного.Подобные имитации довольно широко известны в культурно-исторической общности боевых топоров и шнуровой керамики, к примеру, на памятниках Фатьяновской культуры (Д.А.Крайнов,1972, стр.91).
В числе других украшений из кости — разнообразные подвески и бусы. Интересна костяная накладка на кончик ремешка или пояса ( рис.7:19) (S.Lenczycki,1989, стр.111-123). Подобные и близкие ей костяные и роговые пластинки достаточно часто встречаются в погребениях культур боевых топоров и шнуровой керамики в т.ч. в Прибалтике, Польше, Германии, Дании, России.
Имеются немногочисленные маленькие каменные бусины.
Встречены подвески и бусы из морских раковин. В основном они имеют форму диска с отверстием посередине. Иногда подвески сделаны из целых ракушек (рис.7:18)
Огромное количество украшений и амулетов сделано из балтийского янтаря: кружочки, орнаментированные крестообразным узором из ямок, диски с пазами,различные кольца, привески, пронизки и бусы, круглые и подчетырехугольные пуговицы и пр. (рис.7:1) З. Кржак отмечает янтарные подвески в форме боевых топоров ( Z.Krzak,1970, стр.77). Наиболее близкие аналогии такого рода изделиям происходят из Жуцево. При этом в культуре Злота и Висло-Неманской культуре очень много и других идентичных янтарных изделий — круглые, овальные, прямоугольные пуговицы, линзовидные диски, орнаментированные по краю точками, а также сходящимися к центру линиями и т. п. (Э.Б.Зальцман,2010,стр.24, 26).
Но и как совершенно правильно отметил Я.Чебрещук, янтарные изделия культуры Злота имеют «донельзя» сходство с предметами из янтаря Культуры Шаровидных Амфор (J.Czebreszuk,2003,стр.173).
Медные украшения включают в себя спиральные и трубчатые пронизки, височные кольца , проволочные кольца (рис.7:20)
Спиральные пронизки из меди, с одной стороны известны на территории Польши в предшествующий период, например на памятниках Бжесть-Куявской культуры, с другой стороны они обнаружены и в иных культурах боевых топоров и шнуровой керамики Центральной Европы, а также в погребениях Катакомбной культуры (B.Burchard, 1970,стр.256).
Если говорить о трубчатых или циллиндрических пронизках, то ареал их распространения будет достаточно широким. Такого рода изделия известны в т.ч. на памятниках Среднего Днепра , Фатьяновкой культуры и ее Балановского варианта ( Д.А.Крайнов, 1972, стр.163;
А.Х. Халиков,1964, стр.51, рис.15)
Височные кольца или височные привески такого типа также распростанены в культурно-исторической общности боевых топоров и шнуровой керамики, включая ее восточные варианты. Близкие им по форме медные привески происходят из ряда Фатьяновских могильников, таких как Кузьминский, Волосово-Даниловский, Скомороховский и др. ( Д.А. Крайнов, 1972, стр.161-162, рис.53-54).

Представление о погребальном обряде кульуры Злота дают выдающиеся могильники Гродзишко-I,II и Над Варем, являющимися на сегодняшний день одними из опорных памятников Злоты.



Рис.8. Культура Злота. Погребение № 42 и погребение № 10. Могильник Гродзишко-I.

Как отмечал З. Кржак, форма большинства могил не определяются по причине эрозии лессовых почв (Z.Krzak,1970, стр.77). Тем не менее, среди ненарушенных могил, кроме обычных ям, выделяются могилы, состоящие из большой погребальной камеры с выходом наружу, лежащем за пределами погребальной камеры — т. н. катакомбы. Дно таких могил часто выложено булыжниками, а вход всегда закрыт каменным блоком.
В целом, все могилы двух памятников содержат от одного до семи скелетов, т. е. некоторые из них могли являться большими семейными склепами — отмечено сдвижение костей при последующих захоронениях. Некоторые кости носят следы красной охры. Погребения в основном совершены в скорченном положении, женщины чаще на правом боку, головой на северо-запад, а мужчины — на левом боку и головой на юго-восток. Здесь следует заметить, что положение головы установлено только в 81 случае, а в оставшихся 143 случаях его определить невозможно. Кое-какие скелеты лежали на спине с согнутыми и впоследствии завалившимися в разные стороны ногами.В коллективных захоронениях, некоторые из погребенных, находясь в скорченном положении, касались друг друга ногами. Есть могилы, где скелеты перекрывали друг друга.В отдельных случаях, З. Кржак, предполагает, что погребенные могли находиться в сидячем положении, однако, исследователь не вполне уверен в своих выводах и отмечает, что данный вопрос требует уточнения (Z.Krzak,1970, стр.77).



Рис.9. Могильник Гродзишко-I. План и разрез могилы катакомбного типа. Мужской череп с искусственной деформацией.

Заслуживает внимание коллективное погребение двух взрослых пар и ребенка. Среди краниологического материала имеется мужской череп с искусственной деформацией.
Оба могильника Гродзишко-I,II являлись большими кладбищами и, вероятно, функционировали на протяжении довольно длительного времени.
По наблюдениям З.Кржака, данные, полученные из захоронений, говорят о дифференциации умерших по богатству погребального инвентаря и роду занятий — в одном погребении найдено 90 едениц погребального инвентаря, а оружие содержали только мужские могилы.
Основная часть находок представлена керамикой — до 20 сосудов в одной могиле.
Привлекают внимание могилы с обилием янтарных украшений и необработанного янтаря. Женское погребение в могиле 43 на Гродзишко-I сопровождалось 27 янтарными прямоугольными , овальными и круглыми пуговицами с V-образным отверстием, янтарными трубчатыми пронизками и 27 янтарными бусинами. Помимо этого здесь же находились 53 подвески из просверленных зубов животных. А в могиле 54 найдено в общей сложности 167 кусков необработанного янтаря ( J.Wierzbicki, 2008).

Очень интересна для реконструкции религиозных представлений носителей культуры Злота одна из двух могил, раскопанные в Самборжец, также в районе Сандомира. Автор публикации относит данное погребение к позднему периоду культуры Злота С-D (B.Burchard, 1970, стр.253).



Рис.10. Схема коллективного погребения №12 в Самборжеце.

Погребение № 12 в Самборжеце, было совершено в яме овальной формы, размерами 2,2 х1,6 м., в которой на глубине 0,7 м. от поверхности находились кости пяти человек. Остатки четырех погребенных представляли собой кучу перемешанных костей, находившихся в юго-западной части могильной ямы. Антропологическое изучение данных остатков показало, что они принадлежат детям в возрасте 3-4,6-7 и примерно 12 лет. Возраст одного из детей не установлен. Два детских черепа находились рядом, а один обнаружен в глиняном сосуде.
В северо-восточной части могилы, отдельно от детей, найдены остатки скелета взрослого индивидума 40-50 лет. Его пол не установлен. Вероятно, захоронение совершено в скорченном положении.
Между кучей детских костей и остатками костяка взрослого находились 12 сосудов : 6 кубков и 6 мисок. В одной из мисок как раз и лежал вышеуказанный детский череп.
В смешанной куче детских костей найдены еще три глиняных кубка, три кремневых треугольных наконечника стрелы, два скребка и несколько кремневых отщепов, привески и бусы из из костей, ракушек, просверленных зубов животных, в т.ч. собачьих. Кроме того здесь же были 9 медных украшений -спиральные пронизки, остатки трубчатой пронизки и височное кольцо.
Б.Бурхард отмечает,что для культуры Злота погребальные дары медных изделий детям крайне редки (B.Burchard, 1970,стр.253).



Рис.11. Керамика из коллективного погребения № 12 в Самборжеце.



Рис.12. Инвентарь коллективного погребения № 1 2 в Самборжеце.

Складывается впечатление, что все находящиеся в этой могиле, были погребены одновременно, что подтвержается отсутствием каких-либо следов последующего вскрытия могилы, а также непотревоженным характером скопления сосудов между детскими костями и взрослым индивидумом.
Смешение детских костей и нахождение черепов одного рядом с другим, а третьего в сосуде представляется результатом преднамеренного расчлениния трупов.
По мнению Б.Бурхард, в данном случае мы имеем дело с детским жертвоприношением при похоронах взрослого. В пользу этого свидетельствуют и три кремневых наконечника стрелы
среди детских костей (B.Burchard, 1970, 248-253).

Вопреки распространенному мнению, даже вошедшему в различные справочные и энцеклопедические издания, о присутствии в культуре Злота многочисленных захоронений животных, на сегодняшний день, по-видимому, можно лишь в одном случае с уверенностью говорить о чем-то подобном — в могильнике Гродзишко-I.
Яма удлиненной, почти овальной формы, размерами 2,05 х 1,52 и глубиной 0,53 м.,была ориентирована по оси север-юг и была обложена камнями, а дно выложено плитами из песчаника и валунами. В могиле найдены перемешанные человеческие кости и кости живототных. К сожалению,кости оказались сильно разрушенными (В.Kolodziej,2011,стр.88).
При этом это конечно же погребение человека, либо в сопровождени какого-то животного, либо с остатками заупокойной пищи, а не отдельное захоронение животного.

Гораздо сложнее обстоит дело с поселениями культуры Злота. На Злотской возвышенности находится много многослойных поселений, в т.ч. и со следами укреплений. Однако З.Кржак с большей уверенностью связывал с культурой Злота один такой памятник - Над Варем,расположенный поблизости от могильников Гродзишко ( Z.Krzak,1970, стр.63-65). Трудности состоят еще и в том,что поселение, по словам автора, мультикультурное — т. е. содержит артефакты многих культур, среди которых преобладают материалы Культуры Шаровидных Амфор. Именно с этой культурой связаны обнаруженные жилищные комплексы.Но часть керамики поселения корреспондируется с керамикой из могил культуры Злота.

Хронология и периодизация культуры Злота предложена З.Кржаком ( Z.Krzak, 1970,стр.80-83 ; Z.Krzak, 1973, стр.121-139).


Рис.13. Наиболее характерные керамические формы для фазы А и В культуры Злота ( по З.Кржаку).

Фаза А или древнейший этап.
По мнению автора, может быть даирован примерно 4260+-80 ВР. Однако, автору представляется, что указанная дата не является древнейшей для культуры Злота и начало культуры можно удревнить на 100-200 лет, т. е. около 4450-4350 ВР.
В качестве показательного примера древнейшего этапа Злоты, З.Кржак приводит могилу №14 в могильнике Над Варем.
В этом интереснейшем закрытом комплексе обнаружен кубок без орнамента ( рис.13: 1), горшкообразный сосуд с налепным валиком (рис.13: 3), кружка с ручкой т.н.Ansa Lunata (рис.13:4) , кубок с S-овидным профилем и шнуровым орнаментом (рис.13: 2),(этот кубок, по определению З.Кржака ,типичен для ранней стадии шнуровой керамики), а также амфора злотского типа( рис.13:5).З.Кржак отмечает, что первые три типа сосудов ( кубок без орнаметна, сосуд с налепным валиком и кружка с ручкой типа Аnsa Lunata) находят аналогии на памятниках Культуры Воронковидных Кубков Малой Польши (Z.Krzak, 1970, стр.80,86).
Кроме того, следует отметить, что на сегодняшний день, сосуды с налепным опнаментом, подобные вышеуказанному сосуду из могилы №14, но происходящие из памятников Культуры Шнуровой Керамики включают в т. н. «общеевропейский горизонт шнуровой керамики»( Э.Б.Зальцман, 2010, стр.85).
По мнению З. Кржака, культура Злота сложилась на территории ранее занятой носителями Культуры Воронковидных Кубков, на которой в течении долгого времени происходило их развитие.Поэтому автору кажется вполне очевидным, что старая культура вошла в качестве из одного компонентов ( наряду с Культурой Шаровидных Амфор и Культурой Шнуровой Керамики) в новую культуру Злота,(Z.Krzak, 1970, стр.83).

Фаза В — по определению З.Кржака «предклассический» этап культуры Злота.Этому периоду, по мнению исследователя, соответствуют две абсолютные даты 4220 ± 40 ВР и 4195 ± 35 ВР.
Одной из опорных точек для выделения фазы В,З.Кржак считает могилу № 10 на Гродзишко-I.
Могила катакомбного типа №10 не менее двух раз использовалась для захоронения умерших. В ней обнаружено два скопления керамических изделий: одно в дальней части могилы, а другое у входа в катакомбу. Соответственно, З.Кржаком одно из них определено как относящееся к более ранему захоронению, а второе —к более позднему. Стиль керамики обоих скоплений находится в общем контексте культуры Злота, но отличается друг от друга и по мнению автора,показывает развитие керамических традиций. Керамика из скопления, относящегося к более древнему захоронению, по З. Кржаку, как раз и характеризует изменение керамических традиций в «предклассическом этапе» культуры Злота.



Рис.14. Наиболее характерные керамические формы для фазы С и D культуры Злота ( по З.Кржаку).

Фаза С — классический этап культуры Злота. С данным периодом, З.Кржак полагает возможным соотнести дату 4180 ± 35 ВР.
В период классического этапа, согласно автору, появляются новые типы керамики, подобные представленным в скоплении,относящемуся к позднему захоронению в указанной могиле №10 Гродзишко-I.

Фаза D – поздняя стадия культуры Злота. С фазой D связывается абсолютная дата 4070 ± 55 ВР. В качестве иллюстрации поздней фазы, З.Кржак приводит могилу № 4 Над Варем. Ряд керамических форм ( на фазе D), таких, как например кружки с линейным орнаментом, находят аналогии в поздней культуре боевых топоров и шнуровой керамики Малой Польше — т.н.группе Хлопице Веселе. Помимо этого в керамике этого этапа угадывается влияние Культуры Колоколовидных Кубков.

Помимо этого ,на стадиях А-С прослеживается влияние Баденской культуры на культуру Злота (Z.Sochacki, 1981, стр.56-57).

В вышеприведенной периодизации культуры Злота сильно смущает очень небольшой хронологический разрыв между стадиями культуры по ВР. Впрочем нельзя исключать и опечатки в публикации. О калиброванных датах будет сказано ниже.

А вообще, З. Кржак помещает культуру Злота в хронологический диапазон между Культурой Воронковидных Кубков и Культурой Колоколовидных Кубков. Формирование культуры представлялось автору примерно следующим образом. В самом возникновении Злоты особое значение придается Культуре Шаровидных амфор: кристаллизация Злоты связывается с местным населением Культуры Шаровидных Амфор при тесных контактах с сообществами Баденской культуры.При этом, на данной территории ( в гмине Злотской -прим. мое) еще живы керамические традиции Культуры Воронковидных Кубков.Одновременно с этими процессами происходит контакт с небольшими группами носителей ранней фазы Культуры Шнуровой Керамики ( т. н. «общеевропейский горизонт» - прим. мое),которые проникли на Малопольскую возвышенность (Z.Krzak,1970 а, стр.195).
Я. Махник, как обычно с позиции гипотезы «общеевропейского горизонта»,полагал, что здесь какое-то время носители Культуры Шнуровой Керамики подчеркивали свою самобытность. Это выразилось в присутствии в могилах Злоты культурных составляющих «общеевропейского горизонта» ,к примеру «саксо-тюрингских» или «А-амфор» (рис.) и пр. А затем они полностью асиммилировались и растаяли в однородной Злотской культуре, внеся существенный вклад в ее формирование (J.Machnik 1979, стр. 392).
Напротив, З.Кржак в фазах В и С культуры Злота видел ослабление влияние Культуры Шаровидных Амфор и усиление влияние Культуры Шнуровой Керамики в частности ее Краковско-Сандомирской группы ( Z.Krzak,1973, стр. 137)
И далее, по мнению З.Кржака, на фазах С и D керамика Злоты гораздо ближе к стилю Культуры Шнуровой Керамики, чем к Культуре Шаровидных Амфор( Z.Krzak,1973, стр.137)

Иная точка зрения на проблему возникновения культуры Злота высказана Я. Шкибором (J.Scibior,1991, стр. 68 ; J.Scibior,1992, стр. 260).
Зарождение культуры Злота, автор предполагает в асимиляции носителями Культуры Шаровидных Амфор части баденизированных сообществ Малой Польши, оставшихся после распада юго-восточной группы Культуры Воронковидных Кубков. В результате этой ассимиляции, приблизительно в 4390+-100 ВР, в районе гмины Злотской возникают синкретические Шаровидно-Амфорово — Баденские группы, которые могут быть названы протозлотской фазой. Согласно Я. Шкибора, эти группы несколько древнее т. н. «общеевропейского горизонта шнуровой керамики». В дальнейшем (частично на стадии «общеевропейского горизонта», но преимущественно на фазе II A Культуры Шнуровой Керамики Малой Польши — по Я. Махнику) происходит смешение носителей шнуровых традиций с населением протозлотской фазы. Это в конечном итоге приводит к появлению культуры Злота, приоритет в сложении которой принадлежит указанным носителям протозлотских древностей.

Калиброванные даты по С14 для ранних стадий культуры Злота укладываются в диапазон 2860-2700 ВС - 2840-2670 ВС ( J.Czebreszuk, 2003,стр.173).
Однако, здесь следует иметь в виду, что методика, применяемая польскими исследователями при калибровках дат, может оказаться не вполне совершенна, а сами даты соответственно не корректными.На это обстоятельство указывает Й.Кляйне, выражая большее доверие данным, полученным М.Фюрхольтом (для культур шнуровой керамики) (M.Furholt,2003), поскольку в распоряжении М.Фюрхольта имеется более современная и надежная методика калибровки (J.Kleijne, 2008).

В связи с изложенным материалом по культуре Злота и спектром мнений авторов о Злоте, возникает закономерный вопрос: следует ли согласиться с теми исследователями, которые видят в культуре Злота самостоятельную синкретическую культуру или же, согласно другой точке зрения, культура Злота, при всем своем своеобразии, все-таки входит в более широкий круг культур боевых топоров и шнуровой керамики?
Это зависит от того, какой из гипотез придерживаться в данном случае.
Представляется, что если абстрагироваться от т.н. гипотезы «общеевропейского горизонта шнуровой керамики» с ее производными и оценивать культуру Злота по другой методике — в контексте поиска истоков локальных составляющих культурно-исторической общности боевых топоров и шнуровой керамики всякий раз на местном уровне (J. Czebreszuk,2004), то культура Злота конечно же входит в указанную культурно-историческую общность.

Вообще, упоминавшаяся работа М.Фюрхольта (M.Furholt,2003) внушает оптимизм, что наконец-то будет преодолена инерционная теория «общеевропейского горизонта шнуровой керамики », в течении более чем 60-ти лет постулировавшая этот «горизонт» как некую первоначальную данность, но так и не ответившая на самый главный вопрос: откуда он появился.
Согласно данным М.Фюрхольта, наиболее ранними из исследованных памятников Культуры Шнуровой Керамики являются грунтовое погребение на Круче Замковой ( в Куявии), грунтовое захоронение № 3 в Зелене и подкурганное погребение в Wereszczyca (Малая Польша).Все они датируются 3000 ВС cal. (M.Furholt,2003).
Это чрезвычайно важные выводы, дающие основания для пересмотра хронологии и, главное, периодизации всей культурно-исторической общности шнуровой керамики, построенной в соответствии с гипотезой «общеевропейского горизонта». К примеру, погребение в Зелене относили к Краковско-Сандомирской Группе Шнуровой Керамики (P.Wlodarczak,2002), а саму Краковско-Сандомирскую Группу, согласно схеме Я.Махником ко II фазе развития Культуры Шнуровой Керамики Малой Польши (J.Machnik,1965). Более ранней считалась I фаза,естественно представленная «общеевропейским горизотном» и т.д.
Мнение М.Фюрхольта относительно ранних амфор культуры Злота приводилось выше.
Таким образом М.Фюрхольт отдает хронологический приоритет в первоначальном возникновении культурно-исторической общности боевых топоров и шнуровой керамики областям Малой Польши и Куявии.
Другим, не менее важным выводом М.Фюрхольта, является то, что изменения в обряде погребения ( а соответственно и в идеологии) такие как одиночные захоронения, скорченное положение умерших, дифференциация захоронений по полу, появление курганных насыпей над захоронениями и т.п., в Центальной и Северной Европе - т.е. те признаки, которые ранее было принято связывать с появлением на этих территориях носителей Культуры Боевых Топоров и Шнуровой Керамики, возникают здесь еще до появления последних (M.Furholt,2003).
В этой связи, можно привести один из таких примеров: для территории Малой Польши, погребения Культуры Воронковидных Кубков под круглыми курганнными насыпями являются доказанным фактом (M.Rudnicki and others, 2006, стр.246-247).

Указанная публикация М.Фюрхольта получила высокую оценку в работе Й.Кляйне (J.Kleijne, 2008).
Помимо этого, анализируя работы М.Фюрхольта и других исследователей,автор соглашается с выводами ,согласно которым появление Культуры Шнуровой Керамики в Куявии происходит от Культуры Воронковидных Кубков и Культуры Шаровидных Амфор и, учитывая данные М.Фюрхольта, считает, что этот процесс следует датировать временем не позднее 3000 ВС.
Близкие процессы, по мнению Й.Кляйне происходят и в Малой Польше : в ранних керамических формах Культуры Шнуровой Керамики региона явно прослеживаются гончарные традиции Культуры Воронковидных Кубков и Культуры Шаровидных Амфор,что наиболее зримо выразилось на ранних стадиях культуры Злота. Й.Кляйне полагает, что ранние стадии культура Злота представляют одно из первых проявлений Культуры Шнуровой Керамики, еще с ощутимыми элементами Культуры Воронковидных Кубков и Культуры Шаровидных Амфор.(J.Kleijne,2008).
От себя хочу добавить, что во всех вышеуказанных процессах, вероятно, следует учитывать и роль Баденской культуры. О элементах Бадена в культуре Злота отмечалось выше. Влияние Баденской культуры было существенным и прослеживается далеко на север, включая Бернбургскую группу Культуры Воронковидных Кубков (Z.Sochacki, 1981, стр.56-57).
Процессы баденизации Культуры Воронковидных Кубков, помимо Малой Польши, происходили и на территории Великой Польши и Куявии. Влияние Бадена на Культуру Шаровидных Амфор отмечено на Верхей Висле, Верхней Эльбе и Верхнем Одере, где выделяется т. н. группа или культура Ривнач.Памятники Культуры Шаровидных Амфор с выраженным Баденским влиянием известны в на Люблинской возвышенности, Померании, области Хелмно, в районе Мазурских озер (H.Tunde,2009,стр.110-111).
Иными словами, роль Придунайских культур в в процессах, в конечном итоге приведшик к сложению Культуры Шнуровой Керамики представляется немаловажной.

Хотелось бы также упомянуть, что с культурой Злота связана еще одна гипотеза, выдвинутая в свое время Л.С.Клейном и в настоящее время поддержанная Н.А.Николаевой — о происхождении Катакомбной Культуры от Культуры Шаровидных Амфор, культуры Злота и иных культур шнуровой керамики ( Н.А. Николаева, 2009, стр.124; Н.А.Николаева 2009 а, стр. 154-155).
Рассматривать указанную гипотезу здесь представляется нецелесообразным: это отдельная и очень большая тема, выходящая за рамки обзора культурно-исторической общности боевых топоров и шнуровой керамики.
Лично мне представляется, что поднятые вопросы сами-по себе крайне интересны в плане связей, взаимных влияний и т.п. всех этих культур.Однако, на мой взгляд, ни сама гипотеза, ни критика этой гипотезы, в изложении С.Н. Санжарова и А.Н.Гей ( С.Н.Санжаров,
1990, стр.62-65; А.Н. Гей,2009, стр.13-17) не выдерживают критического анализа.
К культуре Злота я еще буду возвращаться не раз, в частности с своем следующем сообщении, которое будет посвящено кругу культур шнуровой керамики Малой Польши.

Литература:
А.Н. Гей. О характере,критериях и векторах миграционных процессов бронзового века Циркумпонтийской зоны./ КСИА, вып.223.М.2009
Э.Б.Зальцман.Поселения культуры шнуровой керамики на территории Юго-Восточной Прибалтики. М.2010
Д.А.Крайнов. Древнейшая история Волго-Окского междуречья. М.1972
Н.А. Николаева. Этнокультурные процессы на Северном Кавказе в III-II т.л. до н.э. по данным археологии, лингвистики и мифологии./КСИА, вып.223. М.2009
Н.А. Николаева. Древнеевропейцы II тыс. до н.э. в Восточной Европе ( механизм формирования раннекатакомбного горизонта)./ Вестник МГОУ №1. М.2009 а
А.Х. Халиков. Балановские памятники в Татарии./ КСИА, вып.97.М.1964
С.Н.Санжаров О сопоставлении раннекатакомбных древностей Юго-Восточной Европы с культурой Злоты Малопольши. /Проблемы изучения катакомбной культурно-исторической общности: Тезисы докладов Всесоюзного семинара. Запорожье 1990
B.Burchard. The knowledge of copper in the population of Zlota culture./Archaeologia Polona XII, 1970
J.Czebreszuk.Amber on the Threshold of a World Career./ Amber in Archaeology. Riga 2003
J. Czebreszuk.Corded Ware fom East to West. 2004
M.Furholt. Absolutchronologie die Entstehung der Schnurkeramik. Bamberg 2003
J.Kleijne.Graves of the Corded Ware Culture in Poland and the Baltic Region/Corded Ware Culture in Eastern Europe: grave-sets and identity.RMA Seminar Personhood and Personal Identity,2008
В.Kolodziej.Pochówki zwierzęce w neolicie na terenie ziem Polski./ Materiały i Sprawozdania
Rzeszowskiego Ośrodka Archeologicznego. Tom XXXII. Rzeszów 2011
Z.Krzak.Recent results of research on Zlota culture./Archaeologia Polona XII, 1970
Z.Krzak.Cmentarzysko kultury złockiej nad Wawrem w Złotej.Wrocław-Warszawa-Kraków 1970 а
Z.Krzak.Zagadnienie kultury złockiej./Z badań nad neolitem i wczesną epoką brązu w Małopolsce. Wrocław-Warszawa-Kraków-Gdańsk 1973
S.Lenczycki.Gurlelplatten bei den Lokalgruppen der Schnurkeramik einige Gedanken zur
Entwicklung einer Trachtsitte./ Das Phostenloch. Beitrage zur Geschichte der Jungsteinzeit,1989
J.Machnik.Aus den studifn uber die Schnurkeramische kultur in Kleinpolen./ Archaeologia Polona,
vol.VIII.Wroclaw 1965
J.Machnik Krąg kulturowy ceramiki sznurowej./Prahistoria ziem polskich, t. II, Neolit. Wrocław-Warszawa-Kraków-Gdańsk 1979
M.Rudnicki,P.Wlodarczak. Graves of the Corded Ware Culture at the multicultural site 6 in Pelczyska district of Pinczow , 2006
J.Ścibior.Kultura amfor kulistych w srodkowozachodniej Polsce. Zarys problematyki./Schylek
neolitu i wczesna epoka brazu w Polsce srodkowozachodniej (materialy z konferecij). Lublin 1991
J.Ścibior Die Schnurkeramikkultur in der Sandomierz-Opatów-Lößzone, [w:] Die konntinentaleuro-päischen Gruppen der Kultur mit Schnurkeramik. Schnurkeramik-Symposium 1990, Praehistorica, t. XIX. Praha1992
Z.Sochacki. The Baden culture./Archaeologia Polona XX, 1981
H.Tunde.The intercultural connections of the Baden culture./Oskobos kutator VII.Budapest 2009
J.Wierzbicki. Charakterystyka pozycji kulturowo-chronologicznej cmentarzysk neolitycznych w Osłonkach, Złotej i Żernikach Górnych,2008
P.Wlodarczak.Cmentarzysko kultury ceramiki sznurowej w Zielonej woj. Małopolskie,2002

Материал взят отсюда http://www.balto-slavica.com/forum/index.php?showtopic=12584
Автор- пользователь Профессор Перзеев
Tags: археология, бронзовый век, доистория, культура шнуровой керамики, неолит
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments