andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Categories:

Полюбишь и козла

В книге М.Б. Медниковой, посвященной татуировкам как историческому источнику поднимаются многие вопросы, которые, как кажется, напрямую к татуировке не относятся. Один из таких вопросов касается антропоэстетики, способности отдельного человека воспринимать свой или чужой физический облик и давать им эстетическую оценку. Казалось бы, красота - дело сугубо субъективное и измерить ее в нельзя. Можно, конечно, вспомнить пресловутые 90-60-90, но насколько эти цифры будут оправданы сто лет назад, двести, тысячу?



Н.И Халдеевой был разработан новый методологический подход, совмещающий описательные приемы и анкетирование, и по новой методике было проведено исследование среди русских Вологодской, Тверской, Рязанской, Костромской областей, Ставропольского края, среди финно-угорских народов (коми, мордва, марийцы, венгры), в тюркоязычных группах (башкиры, татары, чуваши), среди калмыков, китайцев, литовцев и арабов. Антрополог описывала физические особенности опрашиваемого и сравнивала их с его ответами на вопросы о предпочтениях внешнего вида для обоих полов.

В итоге мужчины всех этих этнических групп ответили так, что наиболее эстетически приятным для них оказался облик, схожий с собственным антропологическим типом. Женщины тоже ориентировались на физический облик своей группы при выборе мужских вариантов. Однако, представления о женской красоте разительно отличалось. Мужчины при выборе женских вариантов меньше учитывали собственный антропологический тип. Женщины в своих представлениях о женском идеале данные своих групп практически не учитывали. При этом мужчины учитывали антропологические особенности женского лица при описании предпочтительных вариантов женской внешности. Как известно, особенности лица, а точнее костей лицевого черепа - один из главных расово-диагностических маркеров. Таким образом, мужчины акцентируют внимание на антропологических различиях групп, а женщины могут себе позволить вариации. М.Б. Медникова делает вывод, что у мужчин сильнее проявляется разграничение свой-чужой, а у женщин оно работает не так жестко. Эти особенности помогают понять, как работал механизм мужской миграции. Как известно, история знает множество примеров, когда длительные военные и охотничьи походы приводили к тому, что группа мужчин не возвращалась обратно. Если бы у них существовал очень ограниченный критерий отбора партнера, мигранты не смогли бы оставить потомства. Как пишет Медникова: "В то же время этот механизм расселения был достаточно эффективен. Система опознавания "свой-чужой" дополнялась социальной атрибутикой в виде характерных элементов материальной культуры, одежды, причесок и знаков на теле. Последние, по-видимому, особенно важны в определении внешности, потому что индивидуальная морфологическая изменчивость даже внутри близкородственных групп может быть высока."

В еще одной интересной статье эти выводы подтверждаются:

"Полученные результаты подтверждают данные других авторов о существовании значительных гендерных различий в особенностях восприятия. Мужчины обнаруживают высокую требовательность к внешности женщин, обращая особое внимание на лицо и телосложение. Женщины, напротив, демонстрируют достаточно невысокую требовательность к внешности мужчин и такую же высокую, как и мужчины, требовательность к внешности женщин. Возможно, в этом проявляется высокая адаптивность женщин, как бы проецирующих на себя восприятие их внешности мужчинами".

Такой механизм, вероятно, позволял мужчинам распознавать своих и отличать их от чужих, но при случае можно было бы и расширить круг половых партнеров. Для женщин, которым не нужно было заниматься войной, объединяясь с союзниками и конкурируя с группами других людей, гораздо большее значение имела межличностная конкуренция, поэтому женщины к женскому идеалу относятся очень скрупулезно.

Tags: антропология, доистория, реконструкции
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Владимир Кияшко про степные курганы

    Чем интересны степные курганы Юга России? Как они возникли и какие могильники им предшествовали? Какие находки обнаруживают учёные в процессе…

  • Что ели ваши предки? Каменный век - не мясом единым

    Похоже, что тема доисторической кухни еще долго меня не отпустит. Казалось бы, про верхний палеолит и мезолит все более или менее рассказал.…

  • Рыба в клире

    В коллекцию постов про доисторическую древнюю кухню. Костные останки осетровых рыб Laszlo Bartosiewicz et al. / Archaeological…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments