andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Categories:

Погребальная обрядность лихих девяностых.


Так уж вышло, что у археологии есть этакая светлая сторона (Парфенон, пирамиды, берестяные грамоты да и на худой конец Лара Крофт с Индианой Джонсом, вместе с почти забытым уже Аланом Куотермейном) и сторона темная, о которой случайные люди редко догадываются. Кладбища, курганы, склепы, кремации, ингумации. Трудно винить в этом археологов, ведь приходится довольствоваться тем, что осталось. И очень часто на основании только лишь погребальных памятников исследователи воссоздают такие моменты древней жизни, что даже Шерлок Холмс может позавидовать. Естественно, что не стоит считать погребальную обрядность излишне консервативной, слишком ее переоценивать. Она могла меняться, претерпевали метаморфозы отдельные нюансы, смыслы, контекст. Но и сейчас даже современные кладбища очень многое могут рассказать о прошлом. Кому-то может показаться очень далеким от современности, что археологи так много значения придают позам, ориентировкам, инвентарю. Пожалуй, стоит напомнить, что еще недавно в деревнях везде хоронили с руками на груди, а после революции с руками по швам, что вполне отражает ломку мировоззрения с религиозно-христианского на официально-атеистическое. О социалистической обрядности вообще книжка даже есть.
У нас сейчас модно вспоминать лихие девяностые и то, какое влияние они оказали на все сферы жизни. Ведь у нас появились целые группы людей, которых раньше просто не было. Челноки, новые русские. О последних и пойдет речь. Есть такой научный журнал "Археология русской смерти ". Один из их номеров за 2015 год содержал статью о погребениях бандитов из нашего недавнего прошлого.

«Поле чудес»: бандитские могилы и борьба за капитал"

Альтернативная ссылка
https://cyberleninka.ru/article/n/pole-chudes-banditskie-mogily-i-borba-za-kapital

Желающие перейдут по ссылкам, а тут краткие выжимки:

-Исследователь Е. Моисеева описывает процесс организации похорон и выбора благ на рынке ритуальных услуг как акт дарения, который совершает социальное окружение в отношении покойного. Особенно подходит этот тезис это для описания могил бандитов,
которые умирали насильственной смертью, в возрасте, далеком от в старости. Могила бандита является прекрасным визуальным материалом, в котором отражаются особенности социальной структуры силового предпринимательства 1990-х гг.

-На наблюдаемых кладбищах мы обнаружили разительные отличия между могилами, предположительно принадлежащими бандитам, и надгробиями «простых людей», умерших в ту же историческую эпоху. Контраст выражался, во-первых, в размерах могил. В свою очередь, размер могил тесно связан с позами на изображении, о которых речь пойдет ниже. Во-вторых, контраст выражался в лучшей сохранности могил, отсутствии повреждений, грязи, общем поддержании порядка. Это позволяет предположить, что уход за могилами осуществляется на постоянной основе. Кроме того, представляется важным отметить коллективный характер многих захоронений, когда в соседних могилах оказываются не только родственники (как это обычно бывает в российских захоронениях),но и люди с разными фамилиями — при этом, зачастую,с одинаковым годом смерти.

-Первое, что бросается в глаза, — стремление изобразить покойника в полный рост, которое мы наблюдали на всех кладбищах. Такая поза позволяет воспроизвести в изображении не часть тела покойного, а всю его фигуру, усиливая реалистичность и одновременно указывая на статус за счет отличия от большей части других надгробий. Вторая важная особенность, которая встречается очень часто на исследуемых надгробиях — положение рук: либо одну руку, либо обе покойный держит в кармане. Закрытая поза подчеркивает решительность, которая, по замечанию В. Волкова, является одной из главных характеристик успешного бандита.

-В качестве дополнительных знаков на надгробиях мы несколько раз встречали средства передвижения: их можно трактовать как инструменты мобильности, подчеркивающие благосостояние покойного. Во-первых, на надгробиях может быть изображен автомобиль (который, будучи символом успеха, был главным призом на том самом капитал-шоу «Поле чудес»). Более тонкий прием, обнаруженный в изображении на одном из надгробий, — ключи от автомобиля, которые покойный держит в руке

-Таким образом, даже умершие члены организованных преступных групп не остаются в стороне от практик насилия, только уже не физического, а символического . Отличительные черты могилы подчеркивают престижность профессии бандита и утверждают значимость бандитских структур для социальной жизни. Захоронения, предположительно принадлежащие силовым предпринимателям, усиливают стратификацию пространства, разделяя участки кладбища на престижные (для определенной среды) и безызвестные,«простые» и незначимые


А картинка сверху не с реального памятника. Ее автор замечательный художник и мой земляк Александр Селезнев и она прекрасно отображает специфику и атмосферу
Tags: ритуалы, современное
Subscribe

  • Несвобода в истории

    В феврале глядел отличнейший выпуск программы Proshloe про несвободу в истории. " Когда возникла зависимость одних от других и люди впервые…

  • По "городам" и весям Европы позднего каменного века

    Наверное, в широких массах нет внятного представления о том, как жили люди каменного века. Мне кажется, что тут могут быть даже две крайности.…

  • Искусство первобытного звука

    Все мы любим звуки музыки и наивно было бы думать, что в древние времена люди мыслили иначе. Другое дело, что до нас такая музыка не дошла. Однако…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments