andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Categories:

Экономика доистории



"Мы можем понять, как жили наши предки, с помощью археологии и изучения современных племен, которые все еще ведут первобытный образ жизни.

Большую часть своей истории человечество провело в каменном веке, занимаясь охотой и собирательством.

Люди не сидели все время в одной пещере. В течение года они посещали разные места, где появлялась пища - созревали плоды, заводились животные. Поэтому археологи называют места обитания первобытного человека стоянками: это были временные лагеря, в которых жили по нескольку недель или месяцев в году. Двигаться людей заставлял не столько голод, сколько желание поменьше трудиться. На добычу пропитания и связанные с этим занятия (создание орудий, приготовление пищи) уходило всего 2-6 часов в день. В оставшееся время люди общались или просто спали. Высокая продуктивность труда достигалась за счет низкой плотности населения - 1 человек на несколько десятков км2, поэтому люди могли себе позволить, образно выражаясь, срывать только низко висящие плоды. У африканских бушменов собирательство давало 15 калорий на одну затраченную, охота - 5. Для сравнения, традиционное земледелие дает всего 1.7-5 калорий на одну затраченную, и требует более 9 часов труда в день. При этом рацион охотников-собирателей разнообразнее и богаче.

Движение между лагерями не было организованным. Решения о том когда и куда идти принимались на уровне отдельных семей, и люди рассредотачивались по территории, что обеспечивало её эффективное использование. В одном лагере одновременно могло проживать несколько семей. Охотник, принося добычу в лагерь, делился с остальными. Это обеспечивало стабильность потребления мясной пищи, распределяя риски между несколькими добытчиками. Собирательство было более предсказуемым, но его продуктами также могли делиться при случае с отдаленными общинами, если засуха или другое бедствие лишало людей пропитания, или, наоборот, дары природы в какой-то местности оказывались слишком обильными. В общем, подарки и угощения служили для выравнивания потребления, а соседи были в большей степени помощниками, чем конкурентами, поэтому насилие в палеолите было редкостью. Конфликтные люди подвергались остракизму.

Делились не только едой, но и другими благами - шкурами, орудиями, украшениями. За пределами круга близких родственников подарки не были безвозмездными - предполагалось, что одаренный сделает ответный и равноценный дар в будущем. Поэтому по сути это была торговля. Между мало знакомыми людьми она принимала форму бартера. Но большинство "сделок" совершалось с проверенными партнерами, в этом случае "отдаривать" подарок сразу считалось оскорблением. Дарообмен создавал региональную специализацию труда. Редкие блага передавались по цепочке из одних мест в другие, где в них была большая потребность. Существование этих цепочек лучше всего отслеживается по находкам изделий из обсидиана - вулканического стекла, на каждом месторождении он имеет уникальный химический состав. Передариваемые предметы преодолевали сотни и даже тысячи километров. Торговля была деликатным делом, ведь ценность предметов субъективна: сохранялся риск оскорбить партнера никудышным с его точки зрения подарком. В этом случае дружеская связь обрывалась и могло дойти даже до кровопролития.

Хотя в среднем охота и собирательство были высокопродуктивными, в зависимости от сезона ситуация могла меняться. Часть года приходилось даже голодать, но обычно не сильно. Пережить голодное время помогали жировые запасы. Например, бушмены сбрасывали до 5 килограмм за зиму, и снова набирали вес летом. На время люди могли собираться в местах концентрации ресурсов. Американские шошоны зимой собирались в сосновых рощах, где питались семенами шишек. Бушмены собирались у источников воды. Таким образом в зимнем лагере, или нескольких близко расположенных лагерях, скапливалось несколько десятков человек. Это представляло отличную возможность для установления дружеских связей, заключения браков и т.п. В базовом лагере могли также делаться запасы еды и воды.

Кроме того, наличие большого количества людей позволяло проводить загонные охоты. Шошоны громким шумом пугали зайцев, которые выскакивали из нор и попадали в сети. Австралийцы поджигали траву в нескольких местах, так что многочисленные мелкие животные оказывались в огнненной ловушке. Такие охоты могли проводиться время от времени, но наибольшее значение имели охоты на крупных животных во время сезонных миграций весной и осенью, когда они сбиваются в большие стада. Броды, овраги и специально построенные загоны на пути миграции использовались для их массового забоя. Наиболее известно лошадиное кладбище Солютре во Франции, где под обрывом найдены десятки тысяч лошадиных костей. В Костенках (Россия) охота на мамонтов принимала такие масштабы, что из их костей строились жилища. Засушивая или замораживая мясо в погребах, вырубленных в вечной мерзлоте, как это делают эскимосы, древние люди могли долго питаться им. Возможно, лагеря в удачных местах были постоянно населены и насчитывали сотни жителей.

Эти первые постоянные поселения были предвестниками возникновения цивилизации. Загонная охота начинает практиковаться в позднем палеолите, с "культурной революцией", которая отслеживается по возникновению наскальной живописи и скультптуры. Вероятно, общие культурные нормы, закрепленные в ритуалах и искусстве - необходимое условие для совместного проживания и деятельности более пары десятков людей. Формальная власть в таких коллективах все еще отсутствовала, а группы легко распадались вследствие внутренних конфликтов. Но людям все чаще приходилось жить вместе ради защиты в условиях увеличивающейся конкуренции за пищевые ресурсы, по мере того, как росло население планеты. В мезолите появляются изображения военных действий, полностью отсутствовавшие в палеолите, а также свидетельства геноцида - массовые захоронения убитых мужчин, женщин и детей.

В отсутствие дополнительных стимулов возможность создавать избыточный продукт не приводила к появлению цивилизации. Так, садоводы Мачигуенга в Перу жили еще более обособленно, чем охотники-собиратели. Подсечно-огневое земледелие позволяло им стабильно получать по 20 калорий на 1 затраченную, поэтому они всегда имели достаточно пищи и не нуждались во внешних контактах, живя отдельными семьями. А в Мезоамерике 5 тысяч лет прошло между возникновением земледелия и первых крупных поселений. По некоторым данным, люди имели представление о земледелии уже 40 тысяч лет назад. Но в условиях окружающего изобилия природы эта технология долго не была востребована, а после того, как она все же начала практиковаться - долгое время играла вспомогательную роль по отношению к охоте и собирательству."

The Evolution of Human Societies From Foraging Group to Agrarian State.

Sahlins_Stone_age_economics.pdf


Взято отсюда
https://vk.com/cliometrics?w=wall-127478502_595
Tags: доистория, книги, мезолит, палеолит, работы и материалы, реконструкции
Subscribe

  • Мертвая невеста, мертвый жених

    В продолжение интересных случаев на раскопках, которые мне довелось видеть в свое время. Известно, что могилы, скажем, бронзового века отличались…

  • Ведьма, курганы и все такое прочее

    В продолжение рассказа про всякие прикольные археологические штуки, связанные с личным опытом. Сегодня про еще одну из них. В прошлый раз говорил…

  • Бросок на удачу

    В собрание идёт игрок, с собою беседуя, Подбодряя себя: "Ныне мой будет верх!”. Но пресекают кости стремленье его, Отдают…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments