andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Categories:

О традиции пить из черепов

"Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него"

Знакомый сюжет не только каждому, кто интересуется общей нашей Древней Русью, но и каждому школьнику восточнославянских государств. Это в идеале, конечно. Обычай делать из черепов чаши был знаком и скифам, и их скифоидным сотоварищам, и кельтам, хунну и жужаням, лангобардам, болгарам и прочим. Или более близкий, но малоизвестный пример - сочинение миссионера доминиканца Юлиана «О существовании Великой Венгрии, обнаруженном братом Рихардом во время господина Папы Григория Девятого», в котором сообщается, что в царстве мордванов (т. е. в ареале расселения средневековой мордвы) «из голов человеческих … делают чаши и особенно охотно пьют из них». Письменные источники дают довольно скупую картинку, которая укладывается в три основных сюжета: убийство врага-изготовление из его черепа чаши-использование чаши на пирах. Зачем, для чего и почему? Об этом летописи и хроники сообщают куда реже.



Есть, однако, фольклорная традиция. У тюркских народов, к примеру:
"О ты, богатый Кан Эрлик,
Чьи волосы, лучась, искрятся,
Всегда служит тебе ведром
Грудь мертвеца;
Человеческие черепа –
твои кубки…"




Интересную роль играют чаши из черепов в "Старшей Эдде", где жена конунга Атли, пожелав отомстить за гибель своих братьев, убила сыновей Атли, а из их черепов сделала чаши, из которых, не знаю об их происхождении, пил конунг на пире пиво, смешанное с кровье своих сыновей.

Археология рисует значительный ареал распространения чаш из черепов. Если говорить о Европе, то он накладывается на всю ее территорию, от Британии до Урала. Интересно, что наиболее многочисленные находки происходят с территории Украины, охватывая временной промежуток от энеолита до железного века.


Хану Круму преподносят чашу из черепа императора Никифора

Обычай существует еще в эпоху палеолита. Находки из пещеры Гоф в юго-западной Англии имеют возраст около 15 000 лет. Однако, материальные свидетельства несут мало информации о возникновении ритуала. Вероятно, сначала чаши из черепов выполняли чисто утилитарную функцию и кроме практического применения не несли какого-либо дополнительного смысла. С другой стороны, ритуал вряд ли мог возникнуть ранее появления культа черепов. Этот культ, один из древнейщих, наделял сакральной силой человеческий череп. Он считался средоточием могущества, физического или колдовского, присущего его бывшему обладателю. Культ черепа распространен был на всех континентах и очень древний, известный еще с палеолита.

Череп человека, обладающего исключительными качествами при жизни, по поверьям мог передать эти качества другому человеку, роду или племени, которое обладало этим черепом. Причина, пожалуй ,в том, что голова человека -наиболее индивидуальная часть его тела. По лицу можно узнать того или иного человека, а лицо человека формирует именно его череп. Соответственно те качества, которые отличают одного человека от другого заключены в его черепе. Культ этот дожил почти до современности, снабдив этнографов богатым материалом для исследований. Стоит полагать ,что в эпоху неолита-бронзы он получает новое развитие, став значимым и заметным элементом погребальной обрядности самых разных народов и археологических культур.

Древнейшим свидетельством ритуального применения чаш из черепов являются находки из палеолитического Грот де Плакар во Франции, где четыре чаши со следами охры в комплексе с бедренными костями составляли единый ритуальный "инструментарий". В дальнейшем, часто чаши из черепов становятся частью культа плодородия. К примеру, Б.А. Шрамко предположил такой характер для чаш с Бельского городища. Такие данные дают основание утверждать, что ритуальный характер чаш из черепов подразумевал не только традицию питья из них на пирах, собраниях, но и использование из в различных обрядах и церемониях. В любом случае они несли сакральную силу, различались лишь способы ее передачи. В одном из погребений бронзового века из села Пелагеевка у реки Ингул обнаружен сосуд из глины, в которую была добавлена зола от человеческого черепа. Как мне кажется, случаи индивидуального использования чаши предполагают передачу воображаемой силы конкретному лицу, а случаи использования в ритуалах - группе лиц, роду, племени, территории.Это уже может, вероятно, нести кое-какие сведения о социальной структуре населения.

Интересно, что художники чаще всего рисуют черепа с лицевой частью, когда та, что на самом деле использовалась - отпилена.

Статья на тему:

Лушин В.Г. Чаши из человеческих черепов // ДРЕВНИЕ КУЛЬТЫ, ОБРЯДЫ, РИТУАЛЫ: ПАМЯТНИКИ И ПРАКТИКИ. Сборник научных статей. Зимовники, 2015
Tags: история, мифология, ритуалы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • По моде бунташного века

    Портрет Петра Ивановича Потемкина. Готфрид Кнеллер У меня есть цикл из нескольких постов про прически различных периодов и народов. Найти все это…

  • Миллион лет до нашей эры

    Вероятно, первая попытка изобразить каменный век. Франция, XV в. из рукописи ВпF, Français 22971, fol. Отсюда

  • Знаки-символы

    Продолжение темы про знаки-символы степных культур эпохи бронзы. В этот раз будет статья С.Ж. Пустовалова. О росписях на дне катакомб ингульской…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment