andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Categories:

Ямники или Туда и Обратно - 2


Опубликована вторая часть совместной работы двух археологов и одного генетика, посвященной взаимодействию степного восточноевропейского населения с человеческими коллективами Центральной Европы. Значительная часть текста о буджакской культуре и ее корнях, протобуджакском горизонте, балканском варианте Древнеямной КИО уже здесь постилась в темах по тегу "древнеямная", поэтому ограничусь наиболее интересными, на мой взгляд моментами:

- В энеолите степная полоса Восточной Европы стала своеобразным перекрестком разнонаправленных влияний, исходящих из совсем разных миров. С одной стороны, трипольская культура и позднетрипольские группы, которые сами по себе были ярким феноменом. Продвигаясь из лесостепи в степную полосу, трипольцы не только несли с собой колоритные культурные элементы, но и служили своеобразным транзитом центральноевропейских новшеств и техник. К примеру, синтез позднетрипольских групп, восточных и западных ее соседей привел к образованию феномена Усатовской культуры. Это подтверждается и генетическими данными, согласно которым, усатовское население несло в себе как местные гены, так и западные. Примечательно, что авторы статьи упоминают также новейшие, еще не опубликованные данные, как генетические, так и радиоуглеродной хронологии, который позволяют удревнить взаимодействие разных групп.
- Еще одним вектором миграций, противоположно направленным, вероятно, была животиловская группа. Она стала своебразной связкой между трипольскими элементами на западе и позднемайкопскими с Предкавказья.
Более или менее наглядно это выглядело примерно так

Система позднейших энеолитических культурных формирований Азово-Черноморского региона Гординештско-позднемайкопский феномен. I — Бурсученская группа, II — Животиловская группа, III — Волчанская группа, IV — Крымская группа, V — Н. Донская группа, VI — Прикубанская группа (по: Демченко, 2016).

- Также авторы, ссылаясь на Т.Деменко, указывают на своеобразную Бурсученскую группу финального энеолита, которая, вероятно, стала застрельщиком миграций.

-С формированием ямной КИО меняется вектор миграций, он теперь направлен из ареала Северо-Западного Причерноморья, а не по направлению к нему, как это имело место в энеолитическую эпоху.

-Авторы полагают, что роль ямного населения в культурогенезе Европы несколько преувеличена, продвижение на запад имело бóльшее значение для населения Северо-Западного Причерноморья, чем для европейских культур бронзового века, хотя точку зрения М. Гимбутас в том или ином контексте используют и современные археологи.
- Главная особенность культурно-экономической эволюции отдельных культурных сообществ Северо-Западного Причерноморья (прежде всего, буджакской, в меньшей степени – катакомбных культур) заключается в том, что их развитие и расцвет приходится на эпохи, на первый взгляд, неблагоприятных природных условий, выраженных в стремительных климатических изменениях (аридизация, «событие 5300 cal BP») и регрессиях Черноморского бассейна (хаджибейская регрессия). Тем не менее, на протяжении всего III тыс. до н. э. наблюдается широкое распространение в регионе населения буджакской культуры, а с середины III тыс. до н. э. – приток катакомбного. Эти данные свидетельствуют о высоких адаптивных возможностях населения и позволяют предположить, что не природные катаклизмы, а новые хозяйственные возможности явились тем фактором, который обусловил продвижение населения из Северо-Западного Причерноморья на территории Юго-Восточной и Центральной Европы.

- По-видимому, именно металлы и изделия из них занимают особое место в жизни буджакского общества и служат одним из стимулов распространения на запад, одной из этих самых хозяйственных возможностях. Об особом "серебряном пути" стоит как-нибудь рассказат отдельно. Поэтому, помимо расширения территорий для занятия подвижным скотоводством, можно говорить и о торговой направленности освоения Карпато-Балканского ареала в раннем бронзовом веке, о построения торгово-меновых путей и активного участия буджакских племен региона в обменных операциях с синхронным населением западных земель. Следовательно, климатические изменения не могли вызвать вынужденную миграцию буджакских племен на запад уже на рубеже IV и III тыс. до н.э

- Авторы указывают, что судя по всему, катакомбное население не принесло каких-то генетических или антропологических изменений, о чем здесь уже более подробно писалось. Однако, интересным выглядит сообщение о т.н. "неолитическом ренессансе", проявлении в катакомбной обрядности доямных традиций.


-Катакомбники на Карпаты не продвинулись, у них были другие векторы миграций.

Источник
http://генофонд.рф/?page_id=27749
Tags: археология, бронзовый век, древнеямная, катакомбная, культура шнуровой керамики, работы и материалы, энеолит
Subscribe

  • Что ели ваши предки? Каменный век - не мясом единым

    Похоже, что тема доисторической кухни еще долго меня не отпустит. Казалось бы, про верхний палеолит и мезолит все более или менее рассказал.…

  • Половец

    Вот такой половец. Раскрасили известную реконструкцию Герасимова. Как по мне - похож. Вообще, не повезло половцам. Особенно во всякой…

  • Люди из курганов

    На этой недели все посты будут посвящены эпохе бронзы восточноевропейской степи, поэтому уместно разместить сегодня реконструкции людей ямной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments