andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Categories:

Кое-что о возникновении земледелия

В одном из сообществ в соцсети обнаружил интересный пост. Добавлю его себе, пожалуй.

"Обычно это представляется так, что вот какой-то гений догадался зарыть семена в землю и полить водой, и люди получили много пищи, перешли к оседлой жизни, создали цивилизацию. Эта картина совершенно ошибочна.

Во-первых, постоянные поселения существовали еще палеолите. Людям незачем было кочевать, если местность давала достаточно пищи. Одно из древнейших (23 тысячи лет) поселений - Ohalo II на Галилейском море. Состояло из нескольких больших шалашей, на территории найдено множество костей животных, птиц, рыб, большой запас семян. Этому поселению повезло сохраниться, т.к. оно было затоплено поднявшейся водой. Вряд ли оно было единственным в своем роде. С более позднего периода (мезолит) известно больше поселений, т.к. постройки стали более капитальными - землянки с каменными стенами. Представители мезолитической культуры Дзёмон в Японии и уже исторические индейцы Квакиутл в Канаде смогли перейти к оседлой жизни благодаря богатым рыбным ресурсам. А у жителей Ближнего востока в каменном веке большую часть рациона составляли газели и злаки, росту которых способствовал улучшающийся с окончанием Ледникового периода климат.


Датировки древнейших поселений Ближнего Востока. Даты не до н.э., а в формате количество лет от нашего времени.


Дикие злаки давали хороший урожай, 0.6-0.9 т/га. Ни пахать, ни сеять при этом не требовалось. Собирая 1 кг зерна в час, человек мог создать годовой запас продовольствия в течение нескольких недель. Оседлая жизнь давала возможность обзаводиться инвентарем. Появились серпы, каменные зернотерки и выдолбленные в скале ступы для шелушения ячменя, что увеличивало производительность труда. Поселения росли, достигая сотен жителей. Но с дикими злаками была такая проблема, что они росли на небольших участках и могли кормить ограниченное количество людей. Когда поселение вырастало до некоторого предела, часть жителей должна была уйти на новое место, и так обычно и случалось - охотники_собиратели так и поступали. Тем более, что плотность населения после Ледникового периода была все еще низкой, и в свободных землях не было недостатка.

Второй вариант - поиск дополнительного источника пищи. Его могло предоставить земледелие. При этом резко росли трудозатраты, а урожайность уменьшалась, и качество жизни падало. Большое население также означало меньше дичи и прочих природных ресурсов на жителя. Поэтому для такого выбора требовалась веская причина. Причины могли быть следующие:

1. Торговля. Крупные (несколько тысяч жителей) поселения неолита часто возникали рядом с источниками сырья. Например, для Иерихона это была соль, для Чатал-Хююка - обсидиан. За счет торговли ценными ресурсами они могли с лихвой компенсировать все неудобства. Посредническая торговля, как и торговля собственно зерном, могли играть ту же роль. Таковы например поселения на верхнем Евфрате, через которые обсидиан из Таврских гор попадал в район Мертвого моря.

2. Религия. В мезолите в Леванте распространилась Натуфийская культура, ее особенностью были захоронения под полом домов. Это могло означать особую связь с домом, в котором похоронены предки. Понятно, что в этом случае люди должны были крайне неохотно покидать родные поселения. К этому времени относятся также первые святилища, или общественные постройки - каменные "башни" в Тель-Карамеле, а также более известный мегалитический комплекс Гобекли Тепе, недалеко от которого, кстати, произрастает дикий предок пшеницы-однозернянки - главной земледельческой культуры неолита. Башня в Иерихоне также могла иметь религиозное значение: на закате в день осеннего равноденствия тень от соседнего холма падала точно на нее, а потом расползалась по всему городу. Это могло выглядеть очень эффектно и обыгрываться в ритуале, напоминающем жителям о том, что зима близко, а ночь темна и полна ужаса.

В общем, люди не практиковали земледелие в более раннее время просто потому, что это было не выгодно. Сама по себе технология вряд ли требовала "открытия". Есть свидетельства (концентрация пыльцы сорняков, обычно растущих на распаханной почве, а также морфологические изменения колосков), относящиеся к -14 тысячелетию (Nahal Oren, где кроме того, похоже, пытались одомашнить газель), и возможно даже более раннему времени (упоминавшийся выше Ohalo II), которые, правда, оцениваются скептически. Более явные признаки относятся к концу -12 тысячелетия (Abu Hureyra, поселение на Евфрате). Процесс перехода от собирательства к земледелию мог быть постепенным - сначала охрана "злачного" участка от других животных, потом - борьба с сорняками, рыхление почвы, полив в засушливое время и т.п., пока весь комплекс действий не сложится в устойчивую практику.

При этом земледелие не было вынужденной мерой в том виде как это зачастую преподносится (кончилась дичь, изменился климат - пришлось пахать). В этом смысле показателен пример Абу Хурейры и Позднего Дриаса. В Абу Хурейре признаки доместикации ржи появляются в самом конце -12 тысячелетия. В начале -11 тысячелетия в Северном полушарии происходит резкое и сильное похолодание, называемое Поздним Дриасом. Климат стал холодным, сухим и ветренным. Как видим, земледелие здесь предшествует ухудшению условий. Более того, в результате похолодания древние фермеры покинули поселение, и оно было вновь заселено только через несколько веков, с началом потепления. Похолодание приводило к тому, что люди, если не бросали дома, возвращаясь к кочевой жизни, то меняли диету. Химический анализ костных останков показал, что во время похолодания люди стали есть меньше растительной пищи и больше мяса.

Но 117 веков назад Поздний Дриас закончился, и температура начала расти, превысив прошлые максимумы времен Аллердского потепления. Вместе с этим как грибы после дождя начали появляться и земледельческие поселения. То есть, не хитрая технология была известна и применялась уже в эпипалеолите, но только с переходом в #неолит она стала достаточно эффективной и начала быстро распространяться.

Данные по эффективности собирательства диких злаков -


L.T. Evans, The Natural History of Crop Yeild. - American Scientist, Volume 68;

Harlan J.R. A Wild Wheat Harvest in Turkey.- Archaeology. 1967, vol. 20, №3 ;

Zohary D. The Progenitors of Wheat and Barley in Relation to Domestication and Agricultural Dispersal in the Old World. - DEPA

Иерихон и торговля солью:
Cities of the Middle East and North Africa: A Historical Encyclopedia
edited by Michael Dumper, Bruce E. Stanley (есть в google books)
Также там упоминается битум.

Информация о поселениях Ohalo 2, Nahal Oren, Abu Hureyra, Tell Qaramel, Gobekli Tepe - в основном из Википедии (англ)."

Источник

Tags: доистория, мезолит, неолит, неолитизаторы
Subscribe

  • Древнейшая карта в Европе

    Карты - привычная часть нашей жизни. Я постоянно смотрю по картам в интернете адреса или пробки. Я с трудом могу представить человека, который…

  • Погребальный обряд трипольской культуры

    Есть некоторые темы, до которых руки почему-то годами не доходят. У Авиловой есть диссертация о погребальном обряде земледельческих культур…

  • Донские казачьи городки

    Не доистория, но тоже археология, интересно. Сохраню. Какова была численность казаков на Дону в XVI, XVII, начале XVIII веков? В каких жилищах…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments