andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Categories:

Буджакская культура

Исследователи, занимающиеся Древнеямной культурой (точнее, конечно же, культурно-исторической областью), не раз отмечали своеобразие памятников этой культуры западнее Днепра вообще и Северо-Западного Причерноморья в частности. Одни (Клейн) предлагали наделить их отдельным культурным статусом вне древнеямной области, другие – как особого варианта ДЯ КИО (Черняк). В основном, своеобразие буджакского (название предложено Черняком) варианта выражено в керамике, сильно отличной от восточных ямников. Яровой, отрицая возможность существования отдельной буджакской культуры, однако, игнорирует особенности керамического комплекса (Яровой, 1991). С.В. Иванова предлагает рассматривать буджакскую культуру как самостоятельное культурное образование в рамках Древнеямной культурно-исторической области ( Иванова, 2012).


Памятники буджакской культуры представлены курганами. В трех из четырех случаях курган сооружен «буджакцами», в остальных — погребение впущено в усатовский курган или курган энеолитической эпохи. Их высота обычно не превышает 1-3 метров, а диаметр 30 м, однако, есть исключения высотой свыше 5 метров и диаметром до 80-100 м. Следы кратковременных поселений обнаружены на левом берегу Южного Буга.




Хронология и периодизация Буджакской культуры:

Исследователи высказывали мнение, что ямная культура в Северо-Западном Причерноморье — это относительно позднее явление. Однако с накоплением новых радиоуглеродных датировок, к этому выводу следует отнестись с осторожностью. В общей сложности накоплено около 40 радиоуглеродных дат для буджакской культуры. После отказа от слишком удревленных или омоложенных, следует датировать буджакскую культуру в пределах от конца IV до конца III тысячелетий до н.э. Или 3300/3200 — 2200/2100 BC. (Иванова, 2015).

Обычно при периодизации древнеямной культуры того или иного региона, исследователи относят к раннему этапу синкретические погребения с энеолитическими чертами. Или выделяют т. н. «общеямный горизонт» для которого характерны погребения скорченно на спине головой на восток, а также наличие круглодонных сосудов. В Северо-Западном Причерноморье круглодонные сосуды единичны. При этом связь их с ранним периодом бытования буджакской культуры не явная — это может быть отражением контактов с Побужьем, где такая форма была основной. Восточная ориентировка и «ямная» позиция погребенного известна и ранее, в таком случае в ранний период могут попасть и энеолитические погребения. Ранний этап здесь скорее определен балканскими связями, чертами местного энеолитического субстрата и влиянием соседних восточных энеолитических групп.

Развитый этап
характерен уже устоявшимися признаками, характерными для буджакской культуры. Это т. н. «буджакские банки», амфорки, «овоидные» амфоры, кубки, миски, чашки, кувшины. Они отражают воздействие круга культур Балканского круга — Чернавода, Фолтешть, Коцофени, а также круга шнуровых культур (краковско-сандомирской, моравской, богемской). На этом этапе весь керамический комплекс буджакской культуры является переработкой более западных форм, что существенно отличает регион от других древнеямных. Присутствуют и прямые импорты, отражая направление культурно-торговых связей.

Финальный этап не связан с какими-либо отличительными инновациями в инвентаре или погребальном обряде. О нем можно судить исходя из более поздних датировок по C14, а также связям с хронологически более поздними инокультурными группами, чем это предполагается для развитого этапа.

Погребальный обряд.

Следует отметить, что иногда курганы буджакской культуры имеют кольцевые ровики без перемычек или с перемычкой( чаще с юго-западной стороны). Погребенные обычно сгруппированы вокруг основного погребения по дугам и окружностям, иногда по спирали.

Могильная яма чаще всего прямоугольной формы, но известны и трапецевидные, и овальные. Около трети могильных ям сооружались с уступом. Известны погребения в каменных ящиках. Почти всегда на дне ямы фиксируют остатки подстилки (тлен) и посыпку охрой. Редко обнаруживают следы деревянных носилок. Могильные ямы могли иметь деревянное или каменное перекрытие, которое опиралось краями на уступ. Иногда каменные плиты могли быть антропоморфными. Встречены погребения в каменных ящиках. По большей части погребения индивидуальные. Встречаются коллективные и парные.


Выделяют пять основных обрядовых групп:
1)скорчен на спине, руки вытянуты вдоль туловища, ноги, первоначально коленями вверх, упали в ту или другую сторону, распались (или уложены?) ромбом (57,2%)
2) наклоном вправо, левая рука согнута в локте, кисть – в области таза, живота или груди; правая рука вытянута вдоль (16,3%)
3) симметрично предыдущему, т. е. ноги согнуты влево, а у таза лежит правая рука (13,1%)
4) на правом боку, с различным расположением рук (7,3%)
5) так же, но на левом боку (или 6,1%).
Погребения первого типа чаще всего являются основными в курганах, что, возможно, отражает их более ранний характер. Но в целом, в каждой из обрядовых групп есть и ранние и поздние захоронения. Учитывая то, что погребенные чаще всего захоронены по спирали вокруг основного погребения и направлены в его сторону, ориентировка имеет значимость лишь для основных погребений или впущенных в центр кургана. Численно преобладает западная ориентировка. Около 20 % погребенных захоронены в восточном направлении. Как и в остальных вариантах древнеямной КИО, погребения часто безынвентарны. В буджакской культуре более половины погребенных имеет инвентарь.


Керамика и инвентарь.

О.Д Мочалов (Мочалов, 2010) указывает, что находки керамики древнеямной культуры распределены неравномерно. В целом, на западе количество керамики существенно превышает ее количество на востоке. Например, в Волго-Уралье количество сосудов чуть более ста единиц, что не более 5 % от общего количества. С.В. Иванова использует данные о 466 единицах в ареале буджакской культуры. Наиболее частая форма в буджакской культуре — горшки и горшковидные сосуды (под номером 1 на рисунке). Характерны также т. н. «буджакские банки» (2,3,4). Менее многочисленны амфорки (5-7), «овоидные амфоры»(9), шаровидные амфоры (10,11).

Широко распространены кубки и кубковидные сосуды (1-3), а также чаши. Другие категории — миски, кувшины, кружки и т.д куда менее многочисленны -количество единиц в каждой из этих категориях не превышает десятка.




Шнуровой орнамент применялся так или иначе для всех категорий гончарных изделий. Выявлено наличие одиночного, двойного, тройного шнурового оттиска, а также использвования тесьмы. Присутсвуют и другие виды орнамента- налепы, ногтевые насечки.

Каменные орудия труда представлены, в основном, растиральниками и пестами. Из оружия найдены кремневые топоры, наконечники дротиков, стрел. Имеются каменные молоты\булавы и шлифованные топоры. Найдены металлические тесла, ножи и шилья. Обнаружены многочисленные украшения — перстни, браслеты, подвески и т. д. В основном, из меди и серебра. Встречены также две золотые подвески.


Происхождение.

В литературе высказывались точки зрения о возникновении буджакской культуры в процессе продвижения древнеямных племен с востока. И.Л. Алексеева высказала мнение, что образование буджакской (в ее терминологии днестро-дунайской культуры) связано с продвижением энеолитических групп суворовского типа с востока, местным своеобразием и западными влияниями. Однако, антропологические данные не отражают изменения населения, что не позволяет согласиться с гипотезой миграции. С.В. Иванова в ряде работ высказывает мнение о преемственности между энеолитическими традициями Северо-Западного Причерноморья. При этом она определяет тот стандарт погребальной обрядности, что характерен именно для буджакской культуры: курганная насыпь, центральное расположение основного захоронения, деревянное перекрытие прямоугольной погребальной камеры, растительная подстилка под скелетом, применение охры, скорченное на спине или на боку положение умершего, преимущественно, западная его ориентировка.

Все эти элементы в С-З Причерноморье не являлись чем-то новым, а были присущи ряду энеолитических культур. В буджакской они сложились в единую систему, нивелировались.

Большинство позднеэнеолитических погребения региона совершены по курганному обряду, где чаще всего основное погребение является единственным, в центре насыпи. Отмечены и пережиточно-мегалитические традиции на раннем этапе буджакской культуры, столь характерные для позднего энеолита региона. Ямы с уступами, перекрытия могильных ям и западная ориентировка известны и до буджакцев. Разнообразие положения умерших также находит аналогии в энеолитических культурах региона.

Культурные интеграции и трансформации позднеэнеолитического населения приводят к появлению уже ямного обряда. Примечательно то, что в позднеэнеолитических курганах , не имеющих центрального буджакского погребения, (что типично для рассматриваемого региона), следов разрушения центральных погребений нет. Высказано предположение, что буджакское население не воспринимало такие курганы как чужие (Петренко, 2010). Это также свидетельствует в пользу энеолитических истоков буджакской культуры.

Отмечено восприятие буджакским населением сразу нескольких позднеэнеолитических традиций. «Протобуджакский горизонт» - отдельная тема для исследований. Он не представляет монолитного культурного единства, но объединен общей территорией, совпадающей с буджакской культурой или смежной с ней, а также общим хронологическим срезом, предшествующим буджакской культуре. При этом сила культурного воздействия на БК для каждой из культур протобуджакского горизонта различна и неоднозначна.

В керамическом инвентаре буджакской культуры не прослеживаются ни трипольские формы, ни формы синкретических образований, таких как усатовская и новоживотиловская. С ранним этапом буджакской культуры связываются формы, характерные для позднеэнеолитических комплексов Азово-Черноморских степей и Балкано-Карпатского региона. Предполагается, что усатовские группы стали одним из компонентов сложения буджакской культуры, при возможности сосуществования отдельных групп. К слову, интересен вывод П. Влодарчака о трансляции усатовских черт в ареал шнуровых культур посредством культуры шаровидных амфор. Отсутствие характерной усатовской и трипольской керамики в комплексах буджакской культуры не должно смущать. Характерные традиции металлообработки буджакцами заимствованы от усатовцев. Существенно и то, что в то время как остальные очаги Циркумпонтийской металлургической провинции демонстрируют полное отсутствие связей с предшествующей Балкано-Карпатский металлургической провинцией, население Северо-Западного Причерноморья продолжает развитие традиций предыдущего этапа. Примечательно и то, что концентрация серебряных изделий в Северопонтийской зоне наблюдается именно в среде буджакской и усатовской культур, что позволило говорить исследователям о т. н. «серебряном веке» Северо-Западного Причерноморья. Кроме того, предполагается, что именно от усатовской культуры перешли к буджакской направления культурных связей с памятниками типа Коцофени.

Одним из компонентов протобуджакского горизонта являются постстоговские группы, для которых характерен погребальный обряд скорченно на спине в овальных ямах. Этот обряд доживает до буджакского времени. Примечательно и то, что на позднем этапе существования постстоговских групп наблюдается определенная трансформация формы могильных ям — они становятся подпрямоугольными или принимают более удлиненные пропорции.


Другим компонентом являются памятники животиловского типа. Погребения этой группы скорченные на боку. Примечательно, что в этой группе видят своеобразный передатчик культурных влияний из Предкавказской сферы в Северо-Западное Причерноморье и обратно.

Отдельную группу представляют группы традиции вытянутых погребений. Они разнокультурны и включают в себя постмариупольские, квитянские и другие позднеэнеолитические культурные массивы. Вытянутые погребения фиксируются и в буджакской, что предполагает некоторую культурную преемственность.

Кроме того, вероятны культурные связи с позднетрипольскими группами и нижнемихайловской культурой.

Импорты и подражания

Керамический комплекс позволяет выделить ряд сосудов, не характерных для остальных вариантов ДЯ КИО, но имеющие аналогии в соседних культурных массивах. При этом, как отмечает Иванова, только часть их является импортом. Большинство — это местные переработки и подражания. Можно выделить керамику, имеющую сходство с культурами Чернавода II, Эзеро, Езерово II, Коцофени – в первой половине III тыс. ВС, и с культурами Глина III-Шнекенберг, КШК, КША, катакомбной и др. – во второй.
Из них наибольшее влияние на керамический комплекс оказала культура Коцофени. Именно с ней связывают появление баночных сосудов, т. н. «буджакских банок». Прослеживаются и связи между этими культурами в металлургии, погребальном обряде (два случая кремации в буджакской культуре). Керамический состав Буджакской культуры "...сформировался под влиянием культур и культурных групп Нижнего Подунавья и Балкан, связи с которыми не прерывались с начала формирования Буджакской культуры и на протяжении раннего этапа в целом. Основные типы керамики, характерные для Буджакской культуры, связаны своим происхождением с культурами Коцофени и Костолац (банки без орнамента, амфорки), Езерово II (амфорки). Горшки, кубки, миски, чашечки имеют более широкий круг аналогий, в некоторых случаях заимствовались лишь детали оформления (Эзеро). Достаточно выражено влияние культур шнуровой керамики Центральноевропейского круга, с нею связаны кубки и амфорки, орнаментированные шнуром, однако, их, скорее, следует связывать уже с развитым этапом Буджакской культуры. Прямые импорты во всех случаях культурных взаимосвязей представлены
единичными экземплярами, скорее, следует говорить о подражаниях и дальнейшей переработке инокультурных форм...." (Иванова, 2012)


Хозяйство

Для этого варианта Древнеямной культурно-исторической области предполагается сочетание скотоводства с полуоседлым земледелием. Если скотоводство типично для всей ДЯ КИО, то земледелие буджакского варианта и большая оседлость достаточно интересны. Об этом характере хозяйства может косвенно говорить посуда (плоскодонная, в отличие от более подвижных восточных скотоводов ямной культуры) и ее большая функциональная направленность, что отражено в богатом ассортименте форм. Кроме того, на керамической посуде из погребений найдены отпечатки злаков (чаще всего проса), следы пыльцы культурных растений (это указывает на близкое расположение посевов). Известны вкладыши серпов, жатвенные орудия, хотя их количество и не велико. В целом, образ жизни населения ямной КИО объединял достаточно подвижное скотоводство и полуоседлое земледелие, которые характеризуются термином «пасторализм».

Определенное значение имела и охота. Стоит, однако, учитывать, что она определялась не только богатством фауны региона, но и определенные мифорелигиозными представлениями. Об этом говорит наличие целых туш или отдельных несъедобных частей диких животных. В погребальных комплексах количество останков диких животных существенно превышает количество останков домашних.


Алексеева И. Л. Курганы эпохи палеометалла в Северо-Западном Причерноморье. К. : Наукова думка, 1992.

Иванова С. В. «Серебряный век» Северо-Западного Причерноморья // Матеріали та дослідження з археології України. – 2007 – Вип.7.

Иванова С. В. Об истоках формирования Буджакской культуры / Древности Степного Причерноморья и Крыма, выпуск XVI, Запорожье. - 2012.

Иванова С.В. Протобуджакский горизонт» северо-западного причерноморья // Stratum Plus. - 2015. - № 2

Иванова С.В. Ямная культура Северо-Западного Причерноморья
https://www.academia.edu/20648052/Ямная_культура_Северо-Западного_Причерноморья

Мочалов О.Д. Источники и история изучения керамики ямной культуры Среднего Поволжья и Южного Урала // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2010. — Том 12, № 2

Яровой Е.В. О так называемой «буджакской культуре» // Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья (V тыс. до н.э. – V век н.э.): материалы международной конференции
10-14 декабря 1990.

Яровой Е. В. О культурной принадлежности основных курганных погребений с восточной ориентировкой // Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья (V тыс. до н.э.-V в.н.э.): материалы международной археологической конференции; Тирасполь 10-14 октября 1994 г



Tags: археология, бронзовый век, древнеямная
Subscribe

  • Cвод татуированных тел - 2

    В дополнение к этому посту. Есть, оказывается, онлайн-база татуированных мумий. Это отдельный проект, который, как уверяют его создатели, будет…

  • Погребальный обряд трипольской культуры

    Есть некоторые темы, до которых руки почему-то годами не доходят. У Авиловой есть диссертация о погребальном обряде земледельческих культур…

  • Донские казачьи городки

    Не доистория, но тоже археология, интересно. Сохраню. Какова была численность казаков на Дону в XVI, XVII, начале XVIII веков? В каких жилищах…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments