andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Categories:

Архаичные праздники Воронежской области


Интересно, что Воронежская область заселялась русскими относительно поздно. Точнее, тут можно говорить о вторичной колонизации. Когда-то здесь жили безымянные донские славяне, а затем эти земли надолго стали своеобразным фронтиром между земледельцами и кочевниками, порождая промежуточные образования - от бродников и оседлых татар до Червленого Яра и казаков. После основания Воронежа эти земли заселяются русскими из более северных областей, украинцами. Богатая иранская и тюркская топонимика указывают на то, что население никогда полностью не покидало эти края, успевало вступить в контакт с новыми пришельцами.

Примечательны некоторые праздники, зафиксированные в разное время, но уходящие в такие древние времена, что даже непонятно, как они сохранились именно здесь.

К примеру, известен такой персонаж как Ярило. Часто в книгах на тему славянской мифологии упоминаемый как славянский бог (некоторые исследователи считают, что это не отдельный бог, а эпитет другого божества). Тут можно еще вспомнить западнославянского Яровита, но самое раннее упоминание Ярилы это поучение Тихона Задонского аж 18 века. Не самая ранняя дата для первого упоминания имени древнего славянского бога, но в языческих истоках этого праздника никто не сомневается. Вот, что пишет Тихон:

"В прошлый понедельник, то есть в первый сего поста день, узнал я, уже к вечеру, от одного доброго
человека, что на поле, близ московских ворот, со всяким бесчинием совершается какой-то праздник,
который здешние жители называют «Ярило». Я, желая лучше удостовериться, обподлинно ли так, как мне
донесено, сам на то место поехал и увидел, что точно так, как я слышал. Увидел, что множество мужей и
жен, старых и молодых, а также малых детей из всего города на то место собралось. Среди этого множества
народа некоторых увидел почти бесчувственно пьяными. Между иными ссоры, между иными драки увидел,
иных раненых, иных окровавленных усмотрел. Приметил я и пляски пьяных жен со скверными песнями. А
посреди всего этого беззаконного торжества безумных людей стоит кабак в палатке, из которого
беспрестанно выносят вино и друг друга потчуют и упиваются, а неподалеку от него продаются и всякие
съестные вещи"



В Воронеже Ярилу изображал кто-либо из жителей. Его украшали цветами и обвешивали колокольцами и бубенчиками, в руки ему давали колотушку, и все шествие сопровождалось стуком в барабан или лукошко.
Современники указывали,
"...К этому дню народ готовился как бы к какому-нибудь великому празднику. Все городские и окрестные сельские жители сходились на бывшую в Воронеже за старыми московскими воротами площадь и устраивали род ярмарки.
Выводили молодого человека, которого обвязывали цветами, лентами и колокольчиками, на голову надевали колпак из бумаги, раскрашенный и развязанный лентами; лицо намазывали румянами, в руки давали позвонки. В таком наряде ходил он с пляскою по площади, и назывался Ярилом. Везде были игры, пляски, лакомство, пьянство и кулачные бои..."
Примечательно, что архаика этого праздника уже была очевидна самому Тихону:

"Из всех обстоятельств этого праздника видно, что был некий древний идол, прозываемый именем
Ярило, который в этих странах почитали, пока еще не было христианского благочестия. А некоторые этот
праздник, как я от здешних старых людей слышу, называют игрищем.
«А давно ли праздник этот начался?» — спрашивал я у тех же стариков. Они мне на то точно сказали,
что еще издавна. А потом добавили, что он из года в год усиливается, и так-де люди его ожидают, как
годового торжества."


Думается, что оценки этого обычая у Тихона и этнографов сильно отличались бы:

"Ах, беззаконный праздник! Ах, сонмище нечестивое! Ах, постыдное имя — Ярило!
Мерзкое имя — Ярило!
Гнусное имя — Ярило!
Слуха целомудренного недостойное имя — Ярило!
Диавольское изобретение — Ярило!
Причина столь многих зол — Ярило!
О, никогда бы и не слышать имени того — Ярило!
О, скорее бы и из памяти изгладилось имя то нечестивое — Ярило!"




Другой отголосок старины обряд вождения русалки. Обычай этот весьма древний и распространенный. Вот, что пишет Клейн (2004)

"«Вождение русалки», или «проводы русалки», «похороны русалки», «оплакивание русалки» (кроме указанных работ о русалках см. также: Гринкова 1947; Евсеев 1983), — основная часть русальской обрядности (рис. 30). В Белоруссии девушку, которая изображала русалку (почти без одежды, с распущенными волосами, в венке), сталкивали в жито и убегали с криком «Втекайма от русалки». В других местах примерно то же проделывали с соломенным чучелом (Соколова 1979: 213-217). Русские верили, что где резвились русалки, там трава и хлебы растут гуще (Токарев 1957: 93). В Южной и Центральной России девушки и молодые женщины, изображавшие русалок, переодевались в мужскую одежду, парни—в женскую, и прятались во ржи. Переодеванием такого рода нередко символизируется существование на том свете, где все наоборот (Пропп 1946: 52-53; Виноградова 1995: 373-374). «Русалки» ловили и щекотали молодежь. В Рязанкой губернии целую неделю девушки, изображавшие русалок, пугали по ночам людей, а в ночь на Петрово Заговенье жители вооружались палками, косами, кнутами и изгоняли «русалок». Чаще их провожали с почетом."

Этот обряд в Воронежской области зафиксирован даже фотографически



Водили русалку в селе Оськино Хохольского района в 30-е годы

"«Водили русалку» в Русальское заговенье. Русалкой-конём рядились двое мужчин, им на плечи клали лестницу и накрывали сверху материей, делали хвост из конопли. Стоящий впереди держал в руках вилы, на которых была прикреплена лошадиная голова, с рогами (ушами) и бородой из конопли. Руководители проводами специалисты-«русальщики», которые и делали коня. Один из них был «вожак» в глиняной маске. Вёл русалку ряженый «цыган» с кнутом. Иногда водили двое-трое: один вёл за узду, другой шёл с плёткой, третий — «цыган». Иногда с ними шла женщина-«цыганка», она всем гадала и за гаданье просила награду. «Русалка» плясала, за людьми бегала, бодалась. Процессия обходила всё село. Подойдя к дому, «Русалка» била рогами в ворота, ложилась и не уходила, пока ей не дадут подарок (яйцо, кусок мяса, конфеты). Того, кто не даст подарок, русалка грозилась забодать. Женщины и дети приговаривали: «Русалушка, русалушка, боюсь я тебя, забрухаешь ты меня». Подарки собирали 3-4 женщины с вёдрами. Ряженые водили хоровод вокруг русалки, приплясывали. Одевались как можно смешнее. Женщины одевали понёвы, яркие кофты, цветастые платки, лапти, мазали брови сажей, красили щёки свеклой. Сопровождали процессию женщины, которые исполняли песню «В лелей холоду». Иногда на дороге встречались две русалки. Они начинали драться друг с другом. Русалка могла упасть, и тогда её отливали, поливая из чайника водой. Во время «вождения русалки» разыгрывались весёлые сценки, конь-русалка плясала, бросалась на людей, как бы давя их, и т. п., кончалось же всё её смертью: конь-русалка валился на бок и поднимал вверх ноги, а народ разрушал его, растаскивал всё в разные стороны, разбивал глиняную маску, деревянный же остов коня, вилы, на которых держалась голова, и узду убирали и сохраняли до будущего года. После того, как всё село обошли и набрали подарков, русальщики заходили в какой-нибудь дом и готовили обед. Все участники обедали, пели песни, веселились, плясали."

http://phistory.info/photo-history/942-obryad-vozhdenie-rusalki-selo-oskino-voronezhskaya-oblast-rsfsr-sssr-1930-e-gody.html







Отмечу, что этот обряд в Оськино и сейчас совершается




Разве, что нынче наряды не аутентичные


А вот подлинный реквизит


К сожалению, на ютубе не нашлось видео. Но желающие могут посмотреть его здесь

http://www.culture.ru/objects/360/obryad-vozhdeniya-rusalki-v-sele-oskino-hoholskogo-rayona-voronezhskoy-oblasti


Такие вот древние праздники. В завершение можно еще упомянуть обычай венчания у дуба. Еще в начале XX в. в Бобровском уезде Воронежской губернии после церковного венчания проводили обход дуба: «Молодые после венчанья, непосредственно выйдя из церкви, едут к дубу, стоящему недалеко от села, и три раза объезжают вокруг него. Этот дуб очень древний. Он уже усох, но не потерял уважения» (Гальковский 1916: 54-55).
Tags: Воронеж, история, мифология, ритуалы, этнография
Subscribe

  • Древнейшая карта в Европе

    Карты - привычная часть нашей жизни. Я постоянно смотрю по картам в интернете адреса или пробки. Я с трудом могу представить человека, который…

  • Погребальный обряд трипольской культуры

    Есть некоторые темы, до которых руки почему-то годами не доходят. У Авиловой есть диссертация о погребальном обряде земледельческих культур…

  • Донские казачьи городки

    Не доистория, но тоже археология, интересно. Сохраню. Какова была численность казаков на Дону в XVI, XVII, начале XVIII веков? В каких жилищах…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments