
Есть и более "приземленная" версия погребений "пакетом".
"Трудно согласиться с выводами С.С. Поповича и С.М. Агульникова о том, что вторичные погребения (авторы склонны интерпретировать их как погребения с признаками “демембрации”) являются узколокальными и концентрируются в основном в Днестро- Прутском междуречье [Попович 2010, с. 135; Агульников, Попович 2011, с. 342-343]. Ямные погребения “с расчленениями” хорошо известны и в других регионах, к примеру, в Поингулье (Привольное, к. 1, п. 27); Приднепровье (Васильевка І, к. 6, п. 5; Васильевка ІІ, к. 2, п. 3; Харчевик, к. 1, п. 8); в Приазовье (Волонтеровка, к. 1, пп. 6, 9, 11) и в Крыму (Бабенково, к. 3, п. 15; к. 4, п. 7) [Шапошникова и др. 1980, с. 34; Ковалева и др. 1995,
с. 26-29; Либеров 1952, с. 77; Константинеску 1988, с. 102; Щепинский, Черепанова 1969, с. 103, 110]. Снова бросается в глаза то обстоятельство, что вторичные погребения, несмотря на свою малочисленность, встречаются в пределах одного кургана/курганной группы...
...Средний этап бронзового века – время частых военных конфликтов, о чем свидетельствуют многочисленные погребения с оружием, которое встречается чаще всего именно в катакомбных погребениях.2 Скот, являвшийся мерилом богатства, мог становиться главным объектом и военных экспедиций. Вооруженные конфликты либо заканчивались гибелью пастухов, выпасавших скот в отдалении от мест обитания основной части населения, либо провалом набега и боевыми потерями. А поскольку поиск погибших, их транспортировка, устройство могильного сооружения и другие ритуально-магические действия требовали определенного времени, то становится понятным, что в ряде случаев погребались останки в виде полуразложившихся трупов или вовсе голых костей, помещенных в мешок. Это был просто удобный способ транспортировки костей умершего соплеменника и изоляции трупной скверны. Логично и то, что хоронили павших не так далеко друг от друга – в пределах одной курганной группы или даже одного кургана. В эпоху поздней бронзы происходят значительные изменения в хозяйственно- экономической сфере, меняется характер межплеменных и межкультурных взаимоотношений. Степное население переходит к мирному оседлому образу жизни с присущим ему придомным скотоводством. Оружие встречается крайне редко в погребениях этой поры (сабатиновская и срубная культуры), что свидетельствует о наступлении некоторого “затишья”. Именно в это время практически исчезает и обряд вторичного погребения.
...Исследователи культур степной бронзы неоднократно обращали внимание на могилы, в которых останки людей находились в расчлененном виде. Речь идет о так называемых “вторичных погребениях”, когда в могилу помещались либо одни кости погребенного, либо тела, находящиеся на разных стадиях процесса разложения. При этом костные останки либо выкладывались в псевдоанатомическом порядке, имитируя традиционную позу, либо были сложены компактной кучкой (“пакетом”). Яркое проявление этого ритуала иллюстрируют материалы ИКК. Удельный вес таких комплексов невелик – всего 3,5% от общей массы известных нам ингульских катакомб. Проанализировав погребальный обряд, качественные и количественные характеристики сопутствующих вещей, можно сказать, что большинство вторичных погребений ИКК
отличаются неординарностью и отклонениями от стандартных обрядовых норм. Наиболее трудной задачей остается интерпретация этих комплексов. Причины, которые могли заставлять людей прибегать к подобной погребальной практике, могли быть разные и
носить религиозно-магический, ситуативный или социальный характер. Мы склонны считать, что помещение в могилу “расчлененных” скелетов является результатом погребения лиц, умерших вдали, во время выпаса скота или военного похода. Если не удавалось своевременно предать тело земле, хоронили кости или не до конца разложившиеся тела, упакованные в мешок."
Небрат С.Г. Вторичные погребения ингульской катакомбной культуры // Донецький археологічний збірник. — 2013. — № 17 — С. 7-23.
Исследователь, правда, допускает, что обряд демембрации и вторичных погребений в разных местах мог иметь различное семантическое значение. Как эта довольно практичная версия сочетается с данными, приведенными выше? Вероятно, не стоит исключать возможно погребения тел соплеменников, погибших на чужбине в "пакетах". Но к этому подобный обряд сводится не может. Как объяснить приниженное положение по отношению к костяку расчлененного трупа в таких погребениях как Кэушень, Тамар-Уткуль? Как объяснить наличие расчлененных скелетов в погребениях, которые могут интерпетироваться как жреческие? Кажется, что однозначного объяснения нет. Если даже допустить, что расчлененные тела принадлежали умершим на чужбине пастухам или воинам, как это соотносится со статусным погребением в кургане? Скорее речь тогда о предводителях военных походах (обладавших военной или военно-сакральной властью), трудозатраты на возврат тела которых и сооружение кургана могли быть оправданы их статусом.