andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Category:

Антропология Черняховской культуры



в рамках Черняховской культуры мы видим следующие типы:

1. "Старокельтский" - восходящий к культурам бронзы Центральной Европы (Унетицкая), широко представленный у античных кельтов и исчезающий позднее. У славянского средневекового населения Украины отсутствует. Преобладает на Западной Украине.
У черняховцев он представлен почти исключительно в мужских сериях, что позволяет видеть в его носителях мужчин-мигрантов из более западных регионов, позднее полностью растворившихся в иноэтничной массе населения и не оставивших заметных следов в составе славян.

2. "Скифский" - восходит к скифам и населению античных причерноморских полисов. Представлен как в мужских, так и в женских серия. Преобладает в Поднестровье и на Центральной Украине. В более позднее время сохраняется в женских сериях Центральной Украины.
Это скорее всего доготское скифское население (более или менее эллинизированное в городах) в Черняховскую эпоху распространяющееся на север. Судя по его представленности почти исключительно в женских сериях славянской эпохи, для славян это население послужило субстратным, воидя в состав полян.


3. "Южнобалтийский" - имеет ближайшие параллели на южном побережье Балтики и в юго-западной Прибалтике. Он также сближается с раннесредневековыми германскими и западнобалтскими сериями, включая вестготов. Встречается как в мужских, так и в женских сериях. Преобладает на центральной Украине (смешанно со вторым) и на днепровском левобережье (где характерен больше для женских серий), а также на нижнем Днепре. Среди славянского населения эпохи средневековья практически не представлен.
Это скорее всего собственно готы - мигранты с южного побережья Балтики и смежных регионов. В формировании современного славянского населения этот тип, видимо, существенного влияния не принимал. Судя по его преобладанию в женских сериях левобережья при доминировании "скифского" компонента в мужских, начал размываться ещё в черняховскую эпоху.

4. "Масломенчский" - представлен исключительно в женских сериях преимущественно Западной Украины и Молдавии. Несколько уклоняется от западных типов за счёт слегка подуплощённого лица. Истоки его можно видеть только на нижней Висле в вельбаркских могильниках. В славянскую эпоху данный тип получает широкое распространение, начинает появляться в мужских сериях и становится обычным среди женских славянских групп на Западной Украине и в смежных районах Польши. Среди мужчин славянской эпохи он тоже встречается, но реже, чем у женщин.
Судя по всему это какое-то местное доготское население захваченное миграцией и в дальнейшем послужившее субстратом для славянского (в женских славянских сериях он представлен сильнее, чем в мужских). Особо интересна его некоторая "лапоноидность" выражающаяся в снижении горизонтальной профилировки и увеличении ширины лица.

5. "Балтский" - имеет аналогии в восточнобалтских погребениях. Встречается в женских сериях центральной Украины. Дальнейшая судьба непонятна.

В целом по сравнению с черняховским славянское население демонстрирует существенное отличие большинства мужских серий при сохранении преемственности женских серий Западной Украины/Восточной Польши ("масломенчский" тип) и Центральной Украины ("скифский" тип).
В целом на Западной Украине черняховское население сохраняется существенно лучше, в то время как на Левобережье как мужские, так и женские славянские серии существенно отличны от черняховских.

Выводы и имхи:
1. Из пяти типов черняховского населения три однозначно не имеют местных корней в лесостепной зоне ("старокельтский", "скифский" и "южнобалтийский") и привнесены миграциями. Один - "масломенчский" имеет неясное происхождение и один "балтский" может соотносится с культурами лесной зоны.

2. Потенциально аборигенные типы (исключая "скифский") представлены чаще или исключительно в женских сериях. В то время как пришлые - в мужских или и там, и там.

3. Мужские серии не имеют преемственности с последующим славянским населением, в отличие от женских.

Соответственно можно предполагать, что население Черняховской культуры в очень большой степени (мужчины возможно почти поголовно) является пришлым и это либо готы и захваченные их движением кельты либо центральноевропейские германцы с одной стороны, потомки скифского/эллинизированного населения (возможно и гетов) с другой.
Аборигенное население могло сохраниться в основном среди женщин, но и здесь есть вопрос. Наличие "масломенчского" типа в памятниках вельбарской культуры позволяет предположить, что включение этого типа в состав готов могло иметь место и достаточно далеко от мест формирования черняховской культуры ещё на территории Польши.

Для последующего славянского населения черняховское послужило преимущественно субстратом, лучше сохранившимся в западных районах.


По мотивам работ Т.М. Рудич
Антропологический материал черняховской культуры
Т.М. Рудич, Киев-2010 г.

Черняховский ареал на антропологической карте Восточной Европы II-V вв.
"Восточные славяне.Антропология и этническая история"

Сарматы в составе черняховской культуры
Т.А. Рудич

Население Черняховской культуры Украины по материалам антропологии
Т.А. Рудич




Т. А. Рудич (Киев, Украина)
Население черняховской культуры Среднего Поднепровья по материалам антропологии.


В статье представлен анализ антропологического состава черняховского населения в Среднем Поднепровье. Предметом исследования являются краниологические материалы из могильников Черняхов, Маслово, Дедовщина, Журавка, Телешовка, Ромашки, Деревяна, Черкассы-Центр. Измерения, описание и анализ материалов проводились на основе методов, принятых национальной антропологической школой.

Внутригрупповой анализ суммарной серии черняховской культуры Среднего Поднепровья говорит о её неоднородности. Результаты факторного анализа группы мужских черепов позволяют выделить 4 основных морфологических типа.

Тип А. Мезоморфный, мезо-долихокранный. Характеризуется средними размерами лица и его элементов. Лицо хорошо профилированное. Этот тип является характерным для черняховской культуры Северного Причерноморья, «позднескифских» памятников: могильников Николаевка-Козацкое, Золотая Балка (Нижнее Поднепровье), Неаполь Скифский (Крым) и античных некрополей Северного Причерноморья.

Тип Б. Субгиперморфный, долихокранный. Характеризуется средними размерами лица и его элементов. Лицо хорошо профилированное. Этот тип находит ближайшие аналогии в ряде серий из могильников Прибалтики: грунтовые могильники Литвы II–V вв., курганы Литвы II–V вв., ранние могильники Жемайтии. Данный тип характерен и для более поздних прибалтийских серий — V–XIII вв., ему присущи пропорции черепа и лица, типичные для балтов.

Тип В. Гиперморфный, резко долихокранный, с узким, средневысоким лицом, средними размерами элементов лица. Лицо хорошо профилированное. Тип имеет очень архаичные черты и морфологически близок группам шнуровой керамики Чехии и Саксо-Тюрингии.

Тип Г. Мезоморфный, мезобрахикранный. Характеризуется среднешироким и низким лицом, низкими орбитами, среднешироким носом. Лицо хорошо профилированное. Это тип, обладая чертами славян, балтов и германцев, демонстрирует значительную близость к восточнославянским группам X–XIII вв. В исторической перспективе близкие морфологические формы будут характерны для полянских серий. Данный тип представлен небольшим количеством черепов из различных могильников.

В результате внутригруппового анализа серии черняховской культуры Среднего Поднепровья определились различные направления антропологических связей носителей — северо-западное, западное и южное. Материалы из черняховских могильников сравнивались с довольно широким кругом групп III в. до н.э. — V в.н.э.

Северо-западное и западное направления антропологических связей представлены следующим образом: 1) серия черепов из могильников Маслово и Деревяна статистически близка народу, оставившему могильники на территории Прибалтики во II–V вв.; 2) черепа из могильника Черкассы-Центр оказываются наиболее близкими группе вельбарской культуры Нижней Вислы, а также группам Масломенч и Грудек; 3) выборка из могильника Ромашки оказывается наиболее статистически близкой к серии IV в. из Силезии, которую немецкие антропологи считают гото-гепидской.

Южное направление антропологических связей черняховского населения представлено могильником Журавка. Черепа отсюда показали наибольшее сходство с серией Северного Причерноморья, а также рядом позднескифских групп.

Таким образом, черняховское население Среднего Поднепровья не является однородным. Здесь присутствуют типы, имеющие генетическую основу в культурах Украины более раннего времени. Однако наблюдается и приток нового населения, антропологически довольно неоднородного (германцы и их соседи), из западных и северо-западных территорий.


Т. А. Рудич (Киев, Украина)
Население черняховской культуры Дунайско-Днестровского междуречья по материалам антропологии


Статья посвящена анализу антропологического состава населения черняховской культуры Дунайско-Днестровского региона. Краниологические серии из могильников черняховской культуры сравниваются с европейскими группами III в. до н. э.— V в. н. э. Межгрупповой анализ показал смешанный характер антропологического состава черняховского населения и определил, что основными направлениями его генетических связей были: западное (масломенчская группа вельбаркской культуры, латенские группы Центральной Европы); северо-западное (группы балтов II—V вв., готские серии, серии вельбаркской культуры Северной Польши); южное (поздние скифы, население античних городов, фракийские группы). Мезокранный тип, характерный для женщин Западной Украины, будет характерным для восточных славян эпохи Киевской Руси.

http://www.balto-slavica.com/forum/index.php?showtopic=10609&hl=%F0%F3%E4%E8%F7
Tags: антропология, германцы, палеоантропология, работы и материалы, черняховская
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments