в рамках Черняховской культуры мы видим следующие типы:
1. "Старокельтский" - восходящий к культурам бронзы Центральной Европы (Унетицкая), широко представленный у античных кельтов и исчезающий позднее. У славянского средневекового населения Украины отсутствует. Преобладает на Западной Украине.
У черняховцев он представлен почти исключительно в мужских сериях, что позволяет видеть в его носителях мужчин-мигрантов из более западных регионов, позднее полностью растворившихся в иноэтничной массе населения и не оставивших заметных следов в составе славян.
2. "Скифский" - восходит к скифам и населению античных причерноморских полисов. Представлен как в мужских, так и в женских серия. Преобладает в Поднестровье и на Центральной Украине. В более позднее время сохраняется в женских сериях Центральной Украины.
Это скорее всего доготское скифское население (более или менее эллинизированное в городах) в Черняховскую эпоху распространяющееся на север. Судя по его представленности почти исключительно в женских сериях славянской эпохи, для славян это население послужило субстратным, воидя в состав полян.
3. "Южнобалтийский" - имеет ближайшие параллели на южном побережье Балтики и в юго-западной Прибалтике. Он также сближается с раннесредневековыми германскими и западнобалтскими сериями, включая вестготов. Встречается как в мужских, так и в женских сериях. Преобладает на центральной Украине (смешанно со вторым) и на днепровском левобережье (где характерен больше для женских серий), а также на нижнем Днепре. Среди славянского населения эпохи средневековья практически не представлен.
Это скорее всего собственно готы - мигранты с южного побережья Балтики и смежных регионов. В формировании современного славянского населения этот тип, видимо, существенного влияния не принимал. Судя по его преобладанию в женских сериях левобережья при доминировании "скифского" компонента в мужских, начал размываться ещё в черняховскую эпоху.
4. "Масломенчский" - представлен исключительно в женских сериях преимущественно Западной Украины и Молдавии. Несколько уклоняется от западных типов за счёт слегка подуплощённого лица. Истоки его можно видеть только на нижней Висле в вельбаркских могильниках. В славянскую эпоху данный тип получает широкое распространение, начинает появляться в мужских сериях и становится обычным среди женских славянских групп на Западной Украине и в смежных районах Польши. Среди мужчин славянской эпохи он тоже встречается, но реже, чем у женщин.
Судя по всему это какое-то местное доготское население захваченное миграцией и в дальнейшем послужившее субстратом для славянского (в женских славянских сериях он представлен сильнее, чем в мужских). Особо интересна его некоторая "лапоноидность" выражающаяся в снижении горизонтальной профилировки и увеличении ширины лица.
5. "Балтский" - имеет аналогии в восточнобалтских погребениях. Встречается в женских сериях центральной Украины. Дальнейшая судьба непонятна.
В целом по сравнению с черняховским славянское население демонстрирует существенное отличие большинства мужских серий при сохранении преемственности женских серий Западной Украины/Восточной Польши ("масломенчский" тип) и Центральной Украины ("скифский" тип).
В целом на Западной Украине черняховское население сохраняется существенно лучше, в то время как на Левобережье как мужские, так и женские славянские серии существенно отличны от черняховских.
Выводы и имхи:
1. Из пяти типов черняховского населения три однозначно не имеют местных корней в лесостепной зоне ("старокельтский", "скифский" и "южнобалтийский") и привнесены миграциями. Один - "масломенчский" имеет неясное происхождение и один "балтский" может соотносится с культурами лесной зоны.
2. Потенциально аборигенные типы (исключая "скифский") представлены чаще или исключительно в женских сериях. В то время как пришлые - в мужских или и там, и там.
3. Мужские серии не имеют преемственности с последующим славянским населением, в отличие от женских.
Соответственно можно предполагать, что население Черняховской культуры в очень большой степени (мужчины возможно почти поголовно) является пришлым и это либо готы и захваченные их движением кельты либо центральноевропейские германцы с одной стороны, потомки скифского/эллинизированного населения (возможно и гетов) с другой.
Аборигенное население могло сохраниться в основном среди женщин, но и здесь есть вопрос. Наличие "масломенчского" типа в памятниках вельбарской культуры позволяет предположить, что включение этого типа в состав готов могло иметь место и достаточно далеко от мест формирования черняховской культуры ещё на территории Польши.
Для последующего славянского населения черняховское послужило преимущественно субстратом, лучше сохранившимся в западных районах.
По мотивам работ Т.М. Рудич
Антропологический материал черняховской культуры
Т.М. Рудич, Киев-2010 г.
Черняховский ареал на антропологической карте Восточной Европы II-V вв.
"Восточные славяне.Антропология и этническая история"
Сарматы в составе черняховской культуры
Т.А. Рудич
Население Черняховской культуры Украины по материалам антропологии
Т.А. Рудич
Т. А. Рудич (Киев, Украина)
Население черняховской культуры Среднего Поднепровья по материалам антропологии.
В статье представлен анализ антропологического состава черняховского населения в Среднем Поднепровье. Предметом исследования являются краниологические материалы из могильников Черняхов, Маслово, Дедовщина, Журавка, Телешовка, Ромашки, Деревяна, Черкассы-Центр. Измерения, описание и анализ материалов проводились на основе методов, принятых национальной антропологической школой.
Внутригрупповой анализ суммарной серии черняховской культуры Среднего Поднепровья говорит о её неоднородности. Результаты факторного анализа группы мужских черепов позволяют выделить 4 основных морфологических типа.
Тип А. Мезоморфный, мезо-долихокранный. Характеризуется средними размерами лица и его элементов. Лицо хорошо профилированное. Этот тип является характерным для черняховской культуры Северного Причерноморья, «позднескифских» памятников: могильников Николаевка-Козацкое, Золотая Балка (Нижнее Поднепровье), Неаполь Скифский (Крым) и античных некрополей Северного Причерноморья.
Тип Б. Субгиперморфный, долихокранный. Характеризуется средними размерами лица и его элементов. Лицо хорошо профилированное. Этот тип находит ближайшие аналогии в ряде серий из могильников Прибалтики: грунтовые могильники Литвы II–V вв., курганы Литвы II–V вв., ранние могильники Жемайтии. Данный тип характерен и для более поздних прибалтийских серий — V–XIII вв., ему присущи пропорции черепа и лица, типичные для балтов.
Тип В. Гиперморфный, резко долихокранный, с узким, средневысоким лицом, средними размерами элементов лица. Лицо хорошо профилированное. Тип имеет очень архаичные черты и морфологически близок группам шнуровой керамики Чехии и Саксо-Тюрингии.
Тип Г. Мезоморфный, мезобрахикранный. Характеризуется среднешироким и низким лицом, низкими орбитами, среднешироким носом. Лицо хорошо профилированное. Это тип, обладая чертами славян, балтов и германцев, демонстрирует значительную близость к восточнославянским группам X–XIII вв. В исторической перспективе близкие морфологические формы будут характерны для полянских серий. Данный тип представлен небольшим количеством черепов из различных могильников.
В результате внутригруппового анализа серии черняховской культуры Среднего Поднепровья определились различные направления антропологических связей носителей — северо-западное, западное и южное. Материалы из черняховских могильников сравнивались с довольно широким кругом групп III в. до н.э. — V в.н.э.
Северо-западное и западное направления антропологических связей представлены следующим образом: 1) серия черепов из могильников Маслово и Деревяна статистически близка народу, оставившему могильники на территории Прибалтики во II–V вв.; 2) черепа из могильника Черкассы-Центр оказываются наиболее близкими группе вельбарской культуры Нижней Вислы, а также группам Масломенч и Грудек; 3) выборка из могильника Ромашки оказывается наиболее статистически близкой к серии IV в. из Силезии, которую немецкие антропологи считают гото-гепидской.
Южное направление антропологических связей черняховского населения представлено могильником Журавка. Черепа отсюда показали наибольшее сходство с серией Северного Причерноморья, а также рядом позднескифских групп.
Таким образом, черняховское население Среднего Поднепровья не является однородным. Здесь присутствуют типы, имеющие генетическую основу в культурах Украины более раннего времени. Однако наблюдается и приток нового населения, антропологически довольно неоднородного (германцы и их соседи), из западных и северо-западных территорий.
Т. А. Рудич (Киев, Украина)
Население черняховской культуры Дунайско-Днестровского междуречья по материалам антропологии
Статья посвящена анализу антропологического состава населения черняховской культуры Дунайско-Днестровского региона. Краниологические серии из могильников черняховской культуры сравниваются с европейскими группами III в. до н. э.— V в. н. э. Межгрупповой анализ показал смешанный характер антропологического состава черняховского населения и определил, что основными направлениями его генетических связей были: западное (масломенчская группа вельбаркской культуры, латенские группы Центральной Европы); северо-западное (группы балтов II—V вв., готские серии, серии вельбаркской культуры Северной Польши); южное (поздние скифы, население античних городов, фракийские группы). Мезокранный тип, характерный для женщин Западной Украины, будет характерным для восточных славян эпохи Киевской Руси.
http://www.balto-slavica.com/forum/index.php?showtopic=10609&hl=%F0%F3%E4%E8%F7