"Баденская культура среди европейских археологических культур занимает видное место и претендует на важные исторические роли, хотя только в гипотезах.
Это поздне-энеолитическая культура Центральной и Юго-Восточной Европы (3600 – 2800 годы до н. э.). Она охватывает земли бассейна Дуная в Восточной Австрии, Западной Венгрии, северной Сербии, Чехии, Словакии, Румынии, захватывает небольшие куски Южной Польши и Западной Украины (Запорожье), импорты из нее отмечены в Швейцарии и Южной Германии. А так как исследования шли поначалу порознь в разных государствах, то в разных странах она сохранила разные имена. В Австрии ее называют баденской, в Венгрии – пецельской (Pecel), в Чехии – культурой каннелированной керамики, в Польше – культурой радиальной или лучистой керамики (kultura ceramiki promienistej). Ее хронологические стадии выступают и как самостоятельные культуры: ранняя – как болеразская (Болераз – памятник словацкий), поздняя – как костолацская (Костолац – памятник сербский) и культура оссарн (по австрийскому памятнику).
Карта баденской культуры (Т. Хорват, Л. Шиллинг, 2006 г. )
На прежних картах баденская культура изображалась подтреугольным пятном с основанием на Среднем Дунае, а вершиной к Балканам. На новейшей карте, выполненной венграми Т. Хорватом и Л. Шиллингом в 2006 г. (на рисунке), она выглядит гораздо более пространной и вычурной фигурой, протянувшись по всему извилистому течению Дуная и далеко выдвигаясь от Верхнего Дуная на север, а от нижнего Дуная – на юг. В западной части она охватывает на севере верховья рек, впадающих в Балтийское море, а в восточной части небольшими пятнами выступает на юге в Болгарии и Северной Греции. Вообще она вся состоит из больших пятен со свободными пространствами между ними. То есть население этой культуры обладало большими способностями к заселению удаленных территорий и существованию в отдалении от основной массы себе подобных.
Материалы Бадена впервые раскопал в 1892 г. археолог Гальяно, выделил баденскую культуру австрийский археолог Освальд Менгин в 1920-х и назвал баденской по Бадену под Веной, но так как он потом был министром в нацистском правительстве Австрии, его обычно не упоминают как инициатора (впрочем, после войны он стал снова известным археологом в Латинской Америке).
Культурой это особенно детально занимались венгерские археологи Янош Баннер (первая монография о ней), Ида Богнар-Куцян, Нандор Калиц, в Чехии – Эвжен Неуступны, в Словакии — Вера Немейцова-Павукова.
Материалы. Поселения баденской культуры, на севере более крупные и стабильные, на юге небольшие, располагаются на труднодоступных возвышенностях и обычно не укреплены, но в ряде регионов (особенно граничащих с другими культурами) нередко укреплены деревянным тыном или каменными стенами, а снаружи глубокими рвами. В баденском городище Вучедол (не путать с вучедольской культурой) два дома окружены тыном и рвом. В этих регионах обстановка жизни явно была военной. Жилища вообще слабо прослеживаются, видимо, они были очень легкими и недолговременными, но есть круглые в плане землянки диаметром около 3 м., есть свайные поселения. В городище Вучедол один из домов имеет апсиду – полукруглую торцовую стену (позже апсиды характерны для греческого и анатолийского бронзового века). В целом население было легким на подъем.
Хоронили покойников как с кремацией так и (чаще) без нее. Скелеты лежат скорченными на боку, мужчины на правом, женщины – на левом. Кремированные останки содержатся в урнах, нередко покрытых Урныперевернутыми мисками. В Словакии и Венгрии остатки кремации часто помещались в антропоморфных (лицевых) урнах. Они стилизованно изображают женщин с поднятыми руками. Через плечи изображена перевязь крест-накрест (у индоариев перевязь имела священное значение как свидетельство пройденной инициации). В Сербии антропоморфные урны находят в поселениях. В Словакии открыто массовое захоронение. Есть погребения животных. На крайнем севере, в южной Польше, баденцы хоронили прямо на поселениях в покинутых землянках или в заброшенных хозяйственных ямах. Иногда на небольших могильниках возле поселений. Покойники лежат скорченными на боку.
Орудия – каменные топоры-мотыги в виде сапожной колодки и мелкие кремневые изделия, например треугольные стрелы для лука. Но это и оружие, а каменные сверленые топоры, несомненно, боевые.
Предметы дунайских памятников (по Н.Калицу, 1962)
Периодизация и хронология. Янош Эчеди параллелизировал Баден с ранне-элладским II, а Г. Парцингер — с Ситагрой IV. Примерно синхронны с баденской культурой поздняя культура воронковидных кубков, культура шаровидных амфор и ранние культуры шнуровой керамики. Это ее соседи с севера.
Баннер датировал баденскую культуру 2400 / 2300 – 2000/1900; Калиц слегка омолодил ее, датировав 2100/2050. После «радиоуглеродной революции» Э. Неуступны существенно удревнил ее: 3600 – 2900. Немейцова-Павукова по калиброванной радиоуглеродной хронологии: 3690/3360 – 2910/2700 до н. э.
В развитии баденской культуры различают шесть стадий, каждую из которых воспринимают и как отдельную культуру. Их датировка в основном по Пауковой-Немейцовой:
- Балатон-Ласиньская культура (3700 — 3500 гг. до н. э.);
- Болеразская культура (ок. 3500 г. до н. э.);
- Постболераз (между 3500 и 3400 гг. до н. э.);
- Классический Баден (3400 – 3000 гг. до н. э. );
- Костолацская культура (3250 – 3000 гг. до н.э.) как конкурент классического бадена, возникший в Сербии и оттесненный им в Боснию и Румынию; тогда как в Австрии в это время памятники объединяются в группу оссарн.
- Трансформация в постбаденские культуры (3000 – 2800 гг. до н. э.).
Раскопки материалов Болераз в Швейцарии, однако, позволили привязать его к очень точной дендрохронологии – получилось 3385 – 3371 до н. э.
Новейшие раскопки троих венгерских археологов в Балатонёсёд дали 18 радиоуглеродных дат, которые распределились по трем слоям: Болераз 3325 – 3027, ранний классический 3016 – 2900 и поздний классический 2892 – 2687 гг. до н. э. (T. Horvath et al. 2008).
Эти небольшие колебания радиоуглеродой хронологии показывают, что не все еще искажающие эффекты учтены в радиоуглеродных анализах, возможен и различный возраст использованных материалов. Но колебания (в два-три века при возрасте более пяти тысяч лет) незначительны. В основном возраст можно считать установленным. Никакая «новая хронология» академиков-дилетантов этого не изменит, она нереальна.
Относительно баденской культуры мы, в общем, хорошо представляем ее позицию на хронологической шкале. Если за ориентир принять конец ее существования, то есть 3000 год (рубеж IV и III тысячелетий до н. э.), то ясно, что она была раньше троянской цивилизации (даже первый город Трои еще не был возведен) и египетских пирамид (их стали возводить позже). Вся библейская история начинается на две тысячи лет позже, хотя каменные стены Иерихона уже несколько тысяч лет, как стояли, но евреев еще там не было. Шумерская письменность возникла чуть позже. А вот трипольская культура появилась раньше баденской, и все культуры болгарского телля Караново старше. Храмы Джатал-Хёюка (Чатал-Хююка, VII — VI тыс. до н. э.), конечно, построены раньше. А на месте коренной России был еще каменный век, обитали охотники-собиратели. Встреть мы сегодня этих людей, мы бы их ассоциировали по языку и быту с дореволюционными аборигенами Севера и Сибири. Славяне еще не выделились из индоевропейской массы, но сама эта масса уже сформировалась, только спорный вопрос – где. Вот для ответа на него привлекают и баденскую культуру.
О происхождении баденской культуры мнения археологов расходятся. В начале ХХ века немецкие и другие центрально-европейские археологи относили ее к северному кругу культур. Но с 30-х годов многие европейские археологи стали относить ее к балкано-дунайскому кругу археологических культур и считать ее корни нижнедунайскими.
В 1963 г. Нандор Калиц, раскопав в Венгрии, в Озд-Центер антропоморфные урны и сопоставив их с троянскими (Троя II – V), расширил свой охват и построил сравнительные таблицы баден – Троя по многим видам артефактов. Учитывая, что баден тогда датировался концом III тыс. до н. э., а троянские находки Калиц отнес к 2300 – 2000 годам, он пришел к выводу, что выявил экспансию троянской культуры в Подунавье. Вскоре «радиоуглеродная революция» резко удревнила медный век Европы и перевернула сравнительную хронологию Калица: троянские древности остались в основном на месте, а баден ушел в IV тыс. Сконфуженный Калиц признал, что его исследования корней бадена зашли в тупик. Между тем, его сравнительные таблицы сохранили свою доказательную силу, только теперь они говорили не о происхождении бадена, а о его воздействии на культуру Анатолии. Таково соображение Л. С. Клейна (2012).
В вопросе же о происхождении Бадена приходится ориентироваться не на троянские древности, а на культуры Нижнего Подунавья. Многие и сейчас полагают, что баденская культура возникла в результате экспансии нижнедунайской культуры чернавода на запад вверх по Дунаю. Чернавода I (Румыния) датируется первой половиной IV тыс., а Чернаводу III тесно связывают с культурой Болераз, но эти последние одновременны. Чернаводу же некоторые археологи выводят с востока из степей, что основано на преувеличении значимости очень частных аналогий (в одной из категорий чернаводской керамики). Другие, особенно польские и чешские ученые, стали во второй половине ХХ века снова относить баденскую культуру к северному кругу и связывать ее происхождение с культурой воронковидных кубков. В культуре воронковидных кубков, однако, не было кремации, но она встречалась в неолитических дунайских культурах. В. А. Сафронов в 1980-е годы рисовал происхождение баденской культуры как скрещение культур лендель и воронковидных кубков, вычисляя, какая доля прототипов в ней от одной культуры, какая – от другой. Но в языке преемственность могла идти другими путями, чем в культуре.
Наследниками баденской культуры считаются культуры бронзового века вучедол (Vučedol), коцофени(Koţofeni), юнаците и ряд других. Все эти культуры кроме баденских компонентов впитали и компоненты других культур энеолита.
Периодизация и хронология. Янош Эчеди параллелизировал Баден с ранне-элладским II, а Г. Парцингер — с Ситагрой IV. Примерно синхронны с баденской культурой поздняя культура воронковидных кубков, культура шаровидных амфор и ранние культуры шнуровой керамики. Это ее соседи с севера.
Баннер датировал баденскую культуру 2400 / 2300 – 2000/1900; Калиц слегка омолодил ее, датировав 2100/2050. После «радиоуглеродной революции» Э. Неуступны существенно удревнил ее: 3600 – 2900. Немейцова-Павукова по калиброванной радиоуглеродной хронологии: 3690/3360 – 2910/2700 до н. э.
В развитии баденской культуры различают шесть стадий, каждую из которых воспринимают и как отдельную культуру. Их датировка в основном по Пауковой-Немейцовой:
- Балатон-Ласиньская культура (3700 — 3500 гг. до н. э.);
- Болеразская культура (ок. 3500 г. до н. э.);
- Постболераз (между 3500 и 3400 гг. до н. э.);
- Классический Баден (3400 – 3000 гг. до н. э. );
- Костолацская культура (3250 – 3000 гг. до н.э.) как конкурент классического бадена, возникший в Сербии и оттесненный им в Боснию и Румынию; тогда как в Австрии в это время памятники объединяются в группу оссарн.
- Трансформация в постбаденские культуры (3000 – 2800 гг. до н. э.).
Раскопки материалов Болераз в Швейцарии, однако, позволили привязать его к очень точной дендрохронологии – получилось 3385 – 3371 до н. э.
Новейшие раскопки троих венгерских археологов в Балатонёсёд дали 18 радиоуглеродных дат, которые распределились по трем слоям: Болераз 3325 – 3027, ранний классический 3016 – 2900 и поздний классический 2892 – 2687 гг. до н. э. (T. Horvath et al. 2008).
Эти небольшие колебания радиоуглеродой хронологии показывают, что не все еще искажающие эффекты учтены в радиоуглеродных анализах, возможен и различный возраст использованных материалов. Но колебания (в два-три века при возрасте более пяти тысяч лет) незначительны. В основном возраст можно считать установленным. Никакая «новая хронология» академиков-дилетантов этого не изменит, она нереальна.
Относительно баденской культуры мы, в общем, хорошо представляем ее позицию на хронологической шкале. Если за ориентир принять конец ее существования, то есть 3000 год (рубеж IV и III тысячелетий до н. э.), то ясно, что она была раньше троянской цивилизации (даже первый город Трои еще не был возведен) и египетских пирамид (их стали возводить позже). Вся библейская история начинается на две тысячи лет позже, хотя каменные стены Иерихона уже несколько тысяч лет, как стояли, но евреев еще там не было. Шумерская письменность возникла чуть позже. А вот трипольская культура появилась раньше баденской, и все культуры болгарского телля Караново старше. Храмы Джатал-Хёюка (Чатал-Хююка, VII — VI тыс. до н. э.), конечно, построены раньше. А на месте коренной России был еще каменный век, обитали охотники-собиратели. Встреть мы сегодня этих людей, мы бы их ассоциировали по языку и быту с дореволюционными аборигенами Севера и Сибири. Славяне еще не выделились из индоевропейской массы, но сама эта масса уже сформировалась, только спорный вопрос – где. Вот для ответа на него привлекают и баденскую культуру.
О происхождении баденской культуры мнения археологов расходятся. В начале ХХ века немецкие и другие центрально-европейские археологи относили ее к северному кругу культур. Но с 30-х годов многие европейские археологи стали относить ее к балкано-дунайскому кругу археологических культур и считать ее корни нижнедунайскими.
В 1963 г. Нандор Калиц, раскопав в Венгрии, в Озд-Центер антропоморфные урны и сопоставив их с троянскими (Троя II – V), расширил свой охват и построил сравнительные таблицы баден – Троя по многим видам артефактов. Учитывая, что баден тогда датировался концом III тыс. до н. э., а троянские находки Калиц отнес к 2300 – 2000 годам, он пришел к выводу, что выявил экспансию троянской культуры в Подунавье. Вскоре «радиоуглеродная революция» резко удревнила медный век Европы и перевернула сравнительную хронологию Калица: троянские древности остались в основном на месте, а баден ушел в IV тыс. Сконфуженный Калиц признал, что его исследования корней бадена зашли в тупик. Между тем, его сравнительные таблицы сохранили свою доказательную силу, только теперь они говорили не о происхождении бадена, а о его воздействии на культуру Анатолии. Таково соображение Л. С. Клейна (2012).
В вопросе же о происхождении Бадена приходится ориентироваться не на троянские древности, а на культуры Нижнего Подунавья. Многие и сейчас полагают, что баденская культура возникла в результате экспансии нижнедунайской культуры чернавода на запад вверх по Дунаю. Чернавода I (Румыния) датируется первой половиной IV тыс., а Чернаводу III тесно связывают с культурой Болераз, но эти последние одновременны. Чернаводу же некоторые археологи выводят с востока из степей, что основано на преувеличении значимости очень частных аналогий (в одной из категорий чернаводской керамики). Другие, особенно польские и чешские ученые, стали во второй половине ХХ века снова относить баденскую культуру к северному кругу и связывать ее происхождение с культурой воронковидных кубков. В культуре воронковидных кубков, однако, не было кремации, но она встречалась в неолитических дунайских культурах. В. А. Сафронов в 1980-е годы рисовал происхождение баденской культуры как скрещение культур лендель и воронковидных кубков, вычисляя, какая доля прототипов в ней от одной культуры, какая – от другой. Но в языке преемственность могла идти другими путями, чем в культуре.
Наследниками баденской культуры считаются культуры бронзового века вучедол (Vučedol), коцофени(Koţofeni), юнаците и ряд других. Все эти культуры кроме баденских компонентов впитали и компоненты других культур энеолита.
Этническая принадлежность. Этническую принадлежность баденской культуры определить чрезвычайно трудно, имеются лишь очень смутные гадания. Все мнения зависят от той или иной реконструкции общей картины распределения этнических масс. У Марии Гимбутас баденская культура включалась в одну из первых волн миграции индоевропейцев в Европу. У В. А. Сафронова ей доставалась роль предков части анатолийской группы языков, другую часть у него составляла новосвободненская культура Северо-Западного Предкавказья. Для некоторых археологов баденская культура вместе с родственными породила носителей италийских языков. У Марио Алинеи, для которого все индоевропейские языки выросли из палеолитических культур почти на местах, баденская культура, как и культура дунайская, была предком славянских народов.
Л. С. Клейн, не желая исходить из туманных общих представлений, постарался извлечь привязки из конкретной ситуации: известно, что хетты и другие анатолийские языки появились в Анатолии на рубеже II тыс. до н. э., а в III тыс. там оказалась масса типов баденской культуры (что и показал Нандор Калиц). Другого такого наплыва в промежутке между этими событиями нет. Поэтому есть основания считать баденцев протохеттами и предками анатолийской группы индоевропейцев. Поскольку хетты первыми отделились от протоиндоевропейского ствола, индоевропейскую прародину надо помещать где-то близ исходного размещения баденцев. Эта ситуация является аргументом в пользу происхождения индоевропейцев из Центральной Европы."
http://генофонд.рф/?page_id=9452