Читаю вот "В. В. Трепавло ОБРАЗ РУССКИХ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ НАРОДОВ РОССИИ XVII-XVIII вв.* "
Самые интересные вещи:
-в долганском фольклоре русский предстает как огромный волосатый человек.
-В другом сказании тот же Тыгын делится впечатления от первого знакомства с русскими: "У них нос - сюда, глаза - туда, должно быть, толковые, смышленые люди"
-у ойратов возникало негативное отношение по надуманной причине: русским, мол, нельзя доверять, потому что у них глаза голубого цвета, и из-за этого они могут обманывать других, не отводя взгляда.
-Эвенки рассказывали об этой ситуации так: разные народы «по рисункам (на лице. - В.Т.) узнавали друг друга... Когда царь стал каторжан в Сибирь ссылать, у нас писаных (татуированных) не стало... Увидят в Сибири писаного, сразу скажут: "Каторжник!" С тех пор все эвенки перестали писать свои лица»
-русские женщины не носят штанов и, стало быть, бесстыдны.
-"Трудно нам воевать с людьми, которые на расстоянии нас убивают, - рассуждал бурятский богатырь. - У них божественное оружие: как будто молния зажигается и прожигает нас!". По стойбищам разносился слух о чудодейственных орудиях убийства - "стреляющих палках", "блестящих шестах", поражающих при посредстве неведомой силы: "раздается оглушительный звук, и воины... умирают на большом расстоянии от стреляющего"; "что такое выходит из их оружия, из этих пустых трубок? отчего мы умираем?"
-Фольклор энцев, якутов, чукчей отобразил предельную жестокость пришельцев; причем если в якутских преданиях она имеет хоть какое-то рациональное объяснение и носит вынужденный характер, то в чукотских предстает как самоцель (месть, ясак и т.д. находятся на втором плане).
-Обратившись вновь к якутским преданиям, мы встретим сцены приманивания доверчивых обитателей тайги конфетами и бусами, разбросанными по земле, и внезапное убийство аборигенов или заковывание в цепь якутского предводителя с уверениями, будто цепь - это подарок ему от российского "солнца-царя"
-У долган русские колдуны считались самыми страшными, превосходящими силой величайших шаманов "окно земли" (тех, кто умел воскрешать мертвых). Какое, однако, красивое определение
-Суеверное отношение к пришельцам вызывало острое любопытство - вплоть до того, что в одном легендарном бою с казаками хантыйский богатырь выстрелил в противника лишь затем, чтобы "посмотреть, как упадет русской женщиной рожденный человек"
-В долганском и якутском языках для иносказательного обозначения духов, насылающих болезни, появилось понятие маатыска (от рус. "матушка")
-в северной Якутии бытовала легенда о том, что у божественного праотца было три сына, из которых младший, русский, был им назначен главенствовать над старшими - якутом и эвеном. Т.е. налицо вопиющая несправедливость наследования.
- чукчи поколотили и прогнали прочь собак, надоевших своим воем; те убежали на запад, и там часть их превратилась в русских, которые начали войну с чукчами, чтобы отомстить за побои. Остальные собаки виновато вернулись домой и стали возить упряжки.
- "Мишарю не показывай избы, русскому не говори своего имени" (чуваши); "Если дружишь с русским, то держи свои мысли при себе, а на боку пусть будет булатный меч" (хакасы); "Если с русским будешь другом, то носи с собою боевую секиру" (тянь-шаньские кыргызы); "Дружить с русским - быть на лезвии топора", "Из русского друг - все равно что из свиньи руно" (крымские татары).
Конечно, с течением времени образ русских дедемонизировался, десакрализировался. О чем можно в статье прочесть. Но все это дает понять, что за Уралом был настоящий фронтир, как на Диком Западе или на Диком Поле. Так почему бы не снимать настоящие "истерны"? И "индейцы" есть и "ковбои".