Рязанские куршанки. Фото С. Чугунова, 1957 год
Российская энциклопедия так описывает куршей Рязани:
"Куршаки («литва», «литва головастая», «литва некрещеная»), этнографическая группа русских проживающих в бассейне Курши (лев. приток Нармы) в 7 селениях на терр. Клепиковского района Рязанской области (д. Ветчаны, ст. Курша, д. Сергеевка, д. Иванково и др.).
Куршаки имеют особенности в традиционной культуре, что служит основанием для выделения их в особую этнографическую группу. По данным исслед. Б. А. Куфтина, Н. И. Лебедевой, М. Д. Малининой традиционная одежда куршаков «целиком входит в южновеликорусский поневный комплекс». Для всех 7 селений характерна бранная красная понева с ромбическим орнаментом, особая техника тканья, известная, кроме куршаков, только литовцам и удмуртам. У куршаков бытовали лапти «мордовского» типа, черные повилы, встречающиеся у мордвы, марийцев и чувашей, плетеные оборы, сближающие К. с белоруссами и литовцами. Для куршаков характерен «цокающий» и «чокающий» говор. По мнению Г. П. Смолицкой, в говоре куршаков «есть балтийские слова». Основное занятие куршаков - хлебопашество, животноводство, лесные промыслы (бортничество, углежжение, заготовка дров и др.).
О происхождении куршаков нет единой точки зрения. Вероятнее всего, куршаки являются потомками литовских воинов, захваченных в плен и поселенных в мещерской глубинке в период противоборства рязанских князей с Литвой в ХІV-ХV вв. Эти поселенцы, включавшие, видимо, и белорусский компонент, смешались здесь с местным населением. В результате такого сложного смешения сформировался оригинальный культурный компонент, включавший в себя русские, белорусские, литовские, финские и тюркские компоненты."
Горбунов Б. В. Куршаки. // РЭ - Рязань, 1999. -Т.І. -С. 546, 547.
О рязанских куршах пишет Куприн в рассказе "Мелюзга"
"В полуторастах верстах от ближней железнодорожной станции, в стороне от всяких шоссейных и почтовых дорог, окруженная старинным сосновым Касимовским бором, затерялась деревня Большая Курша. Обитателей её зовут в окрестностях Куршей головастой и Литвой некрещёной. Смысл последнего прозвища затерялся в веках, но остался его живой памятник в виде стоящей в центре деревни дряхлой католической часовенки, внутри которой за стёклами виднеется страшная раскрашенная деревянная статуя, изображающая Христа со связанными руками, с терновым венцом на голове и окровавленным лицом"
Жительница Курши-I
1984 году вышла книга Владимира Панкова «Иду Мещёрой», где автор приводит одну из версий появления куршей в Мещере:
"В качестве погогста – небольшой деревни с церковью – Курша упоминается в 1620–1630 годах. Но люди здесь появились значительно раньше. Их приход в эти места связывают с войнами, которые вёл великий князь рязанский Олег с литовцами. Не без основания полагают, что куршаки – остатки той летописной литвы, что брали в полон рязанцы и выселили в глухие, отдалённые места.
Несколько веков вся Мещёра называла куршаков “литвой”, отделяя от себя, отмежёвываясь от этого странного низкорослого народца, сохранившего чуть ли не до наших дней седую старину: на подклеты поставленные высокие избы, в которых куршаки сидели словно птицы в скворечниках, волоковые оконца, обычай не мыться в бане “от пасхи до пасхи”, ярко-красные браные понёвы"
В общем, в Рязани не только грибы с глазами, а много всего интересного.
Для тех, кто хочет прочесть о рязанских куршах побольше
http://www.izdatel-sitnikov.ru/country/ryazanland/104/