andvari (andvari5) wrote,
andvari
andvari5

Category:

Белгородская черта

Кстати, есть такой замечательный проект "Белгородская черта" по одноименной системе крепостей на юго-западных рубежах России в 17 веке. Вкратце о том, что такое историческая Белгородская черта.

Проект весьма и весьма интересный потому, что он интерактивный, и даже вконтактовская группа построена как некий диалог с подписчиками.
Сам музей расположен в Белгородской области, и во всем этом можно поучаствовать.

В сентябре туда реконструкторы смоленской шляхты приедут.

Но самое, на мой взгляд, там интересное - это мини-истории, который позволяют представить быт южнорусского фронтира в то время. Несколько из них:

"Однажды дети боярские попали в засаду под Старым Осколом. С гиканьем и свистом на них налетела целая ватага разбойников. Обобрали, раздели и разули. Кого-то и саблей рубанули. В челобитной потерпевшие написали, что нападавшие были черкасами и "кричали ясаком воровским". То есть говорили на разбойном жаргоне.

==================================================

Тяжела была жизнь на Поле. Если не татары, то воровские черкасы набегут.
Лихих людей на степном пограничье было немало. Например, «воры черкасские Мишук и Сенька Колпаков житьём жили по Осколу и Сейму»,. Атаманы громили царские войска, а награбленный скот продавали крымцам.
А были и такие. Не имена, а целые истории - вор Недосека, Пронька Брыкайка, Берчун, Карнаух и атаман Калоша".

====================================================

"Однажды Алексея Михайловича расстроили. Рейтары Григорьева полка Тарбеева смалодушничали и открыли огонь не по уставу. То есть, не дождались, когда неприятель подойдёт достаточно близко. Тогда царь-батюшка направил письмо князю Долгорукому. В письме государь рассказал воякам, как правильно стрелять.
- "худой, боязливый залп" с 20 саженей(40метров) - никуда не годно.
-"пристойный залп" с 10 саженей(20метров) - годится, но можно лучше
-"прямая, лучшая мера стрельбы" с 5 и 3 саженей(10-6метров).
Кстати, эти правила, по мнению царя, касались не только рейтаров.
Как говорил генерал Иволгин: "Ну, за укрепление дисциплины!"

=======================================================

"Как правильно собирать дрова. Инструкция для жителей крепости Хотмыжск от царя Алексея Михайловича. "А как Хотмашаны с Хотмыжского за дровами поедут, так пусть дорогою едут бережно и усторожливо, и от татарского прихода оберегались. А как учнут дрова сечь. и они б в то время ставились у дров обозом, разделясь надвое: половина б дрова секли, а другая для береженья от татар с ружьем наготове. И за дровами ездить, собравшись, не малыми людьми".

А вот целая история о реакции на запрет скоморошества:

"В 1648 году в Хотмыжске было неспокойно. Часть служилых людей роптала против нового закона царя Алексея Михайловича. Государь желал запретить скоморошьи игры и бесовские пляски. А кроме того, хотел обязать всех регулярно посещать богослужения. Сам Алексей Михайлович был большим ценителем божественных литургий. Но на южном пограничье такие развлечения были не всем по вкусу. Народ собрался на торговой площади и долго не расходился. Любопытно, что вину за подобный указ хотмыжцы возложили на стрелецкого голову Гаврилу Малышева. Малышева они выбрали делегатом на Земский собор в Москву. Жители Хотмыжска уверяли друг друга, что закон против скоморошьих игр дело рук стрелецкого головы. Дескать, Малышев съездил в Москву и там надоумил царя придумать такое".

И комменты:
"Курский стрелецкий и казачий голова Гаврила Иванович Малышев (не Григорий!) будучи депутатом Земского собора 1648 г. действительно подал челобитную на царское имя, ставшую основой для издания "антискоморошьего указа". По его мнению, татарские набеги стали божьей карой за то, что «в северских и в польских в старых и в новых в порубежных городех и в селех и в деревнях всяких чинов многие люди и их жены и дети в воскресные дни и в господские и в богородичны и великих святых в празднуемые дни во время святого пения к церквам божиим не ходят и в святые празднуемые также и в седмичные во многие дни и по вечерам и во всенощных позорищах бражничают и в домех своих и сходятся на улицах и на городских полях и к кочелищам и на игрищах с скоморохами песни бесовские кричат и скакания и пляскания и меж собою кулачные и дрекольные бои и драки чинят и на релех колышутся а отцов своих духовных и приходских попов также и учительных людей наказания и унимания от таких злых дел не слушают и не внимают и за наказание и внимание отцом своим духовным и приходским попом также и учительным людем те бесотворцы наругание и укоризны и безчестие с великими обидами и налогами чинят и на таких бесовских позорищах своих многие християнские люди в блуд впадывают а инии и смерть принимают». Но земляки не одобрили рвения Малышева и он целый год боялся возвращаться домой, где над ним желали "всякое дурно учинити". А как он всё-таки вернулся, это отдельная история".
в марте 1649 г. Гаврила не выдержал московского житья (деньги кончились) и снова подал царю челобитную, где жаловался на "невоздержательных" земляков. Тогда Алексей Михайлович направил курскому воеводе Ф.М. Лодыженскому специальный указ, повелев оберегать Малышева, а «озорников унимать с наказанием». Кроме того, Гавриле Ивановичу был вручён для передачи в Курск «животворящий крест господень с мощами» для защиты края от "нападных болезней и страхований". В этом кресте находились частицы мощей Иоанна Предтечи. Особая грамота предписывала воеводе организовать торжественную встречу креста и Малышева. Только так он и сумел вернуться домой. Вот что крест животворящий делает! После этого Малышев ещё и на Земский собор 1651 г. ездил".

Больше здесь
Когда-то и мои предки-однодворцы были служилыми людьми.
Tags: 17 век, Царство Русское, история
Subscribe

Posts from This Journal “17 век” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments